• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Отбросить все и идти к цели»

16 апреля завершилась Всероссийская олимпиада по экономике. Победителями стали 21 человек, призерами — 95. Первое место занял Кирилл Марк (251 балл), второе — Игорь Карпов (248 баллов), третье — Дмитрий Александров (244 балла). Все они из Москвы. В этом году сложилась редкая для Всероса по экономике ситуация — второе и третье место заняли десятиклассники. Мы поговорили с абсолютными победителями и узнали их впечатления.

Кирилл Марк, Москва, 11 класс

Это мой первый Всерос. Я начал заниматься экономикой серьезно только в июле. В десятом классе прошел на регион, но мне не хватило трех баллов до Всероса. Тогда мне очень понравились задания, понравилось, что я смог их решить. Потом меня взяли на сборы ко Всеросу — это получилось случайно, кто-то не поехал. Я решил, что надо определиться, чем я буду заниматься, потому что до окончания школы оставался год. Я выбрал экономику: очень много занимался сам, ходил в ЭМШ (экономико-математическая школа МГУ), на субботние курсы, в школьный кружок, сидел на сайте ILoveEconomics. Брал оттуда задачи, решал их, потом смотрел решения, читал комментарии, находил людей, мы общались или вживую, или в интернете.

Мне очень повезло: я вообще не волнуюсь на туре. Перед ним — да: и вечером, и утром чувствую напряжение. Это был мой единственный Всерос, поэтому надо было сделать все, на что способен. На самом туре мне пошли на встречу: позволили сесть у окна, дали оставить ключи, потому что я привык, что они лежат в левом кармане.

Самые яркие эмоции я испытал, когда пришел на показ работ. Я думал, что у меня будет баллов двести, долго смотрел на цифры, искал общий балл, потому что мне было лень считать. Когда увидел цифру 251, я просто перестал понимать, реально ли все это. Я себя оценивал на существенно меньшее количество баллов. Первые пять минут — просто взрыв эмоций, а потом приходит радость, удовлетворение от той работы, которую проделал.

На самом деле, меня поддерживали все, кроме меня самого — поддержка друзей, родителей, учителей очень помогла. Я чувствовал, что в меня верят. Я в принципе не привык сдаваться и бросать начатое, хотя, конечно, такое было в процессе подготовки, когда попадались особенно сложные задачи, над которыми я сидел после школы, уставший. Но мне действительно нравилось то, что я делаю. Я себе на весенних каникулах решил дать неделю отдыха, но уже после двух дней безделья открыл задачи и начал их решать. Просто захотелось, да и совесть грызла: не дело перед Всеросом ерундой заниматься.

Сам Всерос дал мне огромное количество разных эмоций. Здесь очень много умных людей, с которыми интересно общаться. Они тоже увлекаются экономикой: можно подойти к человеку, начать объяснять что-то сложным языком, а он тебя поймет и начнет спорить. Это действительно круто! Наверное, через несколько лет буду вспоминать об олимпиаде с умилением и ностальгией. А вообще, это несколько стрессовое, шокирующее событие в том смысле, что оно резко переставляет тебя на новый уровень.

Выбираю между совбаком, МИЭФом и «Первой группой» экономического факультета МГУ. Пока точно не знаю. Я привык ставить себе цели по этапам, не заглядывая далеко вперед. У каждого из вариантов, конечно, есть свои преимущества и недостатки, но об этом еще предстоит подумать. Сейчас хочу немного отдохнуть, отвлечься: на премию от Всероса планирую съездить с друзьями в Европу. Хочу попутешествовать, развеяться, а дальше посмотрим.

 

Игорь Карпов, Москва, 10 класс

Я первый раз на олимпиаде, в прошлом году на экономике дошел только до региона, провалился там, потому что вообще ничего не изучал. Сначала я хотел выиграть математику или физику, но потом понял, что там есть очень сильные школы, с которыми трудно конкурировать. На экономике в этом смысле легче. В подготовке я делал упор на качественные задачи, общие и редкие темы — например, олигополии, благосостояние общества, общественные блага. Это помогло.

Я немного волновался перед турами, но старался держать себя в руках. В любом случае, понимал, что даже если не стану призером, мир не разрушится. Лучше так себя и настраивать. Я стал вторым, но даже не хотел этого. Люди, которые пишут олимпиаду, раз они просто прошли сюда, — уже очень много сделали и все равно поступят в престижный университет. Я рассматриваю такие варианты, как МИЭФ и Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ, но есть еще целый год, и все может измениться.

Хочу, чтобы в будущем жизнь была спокойной, чтобы было меньше сильных колебаний, чтобы я знал, что будет завтра. Теперь, после победы, уже странно о чем-то мечтать. Может быть, попробовать доказать другим, что удержаться на таком уровне реально. Я, например, доказал многим, что выиграть олимпиаду в 10 классе — это возможно. По результатам предыдущих олимпиад я сам думал, что это маловероятно. Уже после награждения я узнал, что когда-то еще один человек в 10 классе был вторым на Всеросе. Хотя мне немного неловко перед одиннадцатиклассниками, что я их обошел.

Мне очень помогает моя мама, мой наставник по жизни. Она очень много для меня сделала, я ей очень благодарен. Мама говорила, что у меня есть очень хорошие шансы стать призером и даже победителем. Она очень хорошо меня настроила.

Десятиклассникам, которые в следующем году будут писать олимпиаду, хочу сказать — добиться высокого вполне возможно. Главное — верить в это, и не верить, когда тебе говорят, что ты проиграешь. Надо отбросить все и идти к цели. А потом, даже если ты не достиг ее, не расстраиваться: если одна цель не достигнута — мир не разрушится. Пожелаю всем большой удачи!

 

Дмитрий Александров, Москва, 10 класс

Эмоции уже немного улеглись, но, на самом деле, даже сейчас я не очень спокоен. Победа стала для меня большим событием. Разумеется, уверенности не было. Я довольно долго готовился, интересовался экономикой с середины 9 класса. Начал работать над собой. Во многом мне помогал Серей Геннадьевич Белёв, он отличный человек, кандидат наук.

В первую очередь, я решал задания прошлых лет, интересовался экономикой в целом. Я бы порекомендовал такие порталы, как Slon и «ПостНаука», где постоянно публикуются современные экономические исследования и умные люди рассказывают о современной экономике. Это помогает в решении качественных задач. Для подготовки к решению количественных задач я решал задания прошлых лет. Также посещал выездные школы — школу Егора Иванова, Липецкую школу. Это прекрасная возможность пообщаться с победителями и призерами прошлых лет, которым интересно то же самое, что и тебе. Это уникальный опыт, потому что ты начинаешь понимать, зачем тебе все это надо и надо ли вообще. Мне кажется, что для написания олимпиады очень важна математическая подготовка. Я учусь в физико-математической школе, и это во многом мне помогло. Также важно читать литературу, например, книги Стивена ЛандсбургаПола Хейне. Они позволяют начать думать как экономист. Экономический образ мышления несколько отличается от обычного, и когда ты этим занимаешься, начинаешь видеть некоторые вещи под другим углом. Все это в совокупности и позволяет достичь хорошего результата.

Я смело могу сказать, что меня поддерживали все мои знакомые. С ними мне очень повезло. Мои родители, мои учителя — все понимали, как олимпиада важна для меня. С пониманием относились к тому, что я бывал раздражительным, иногда чего-то не успевал. В последнее время я довольно усердно готовился к олимпиадам, поэтому времени было не так много. Тем не менее, я не забывал ходить в бассейн и заниматься большим теннисом.

Куда поступать, я пока не решил, мест довольно много. Скорее всего, это будет совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ или МИЭФ. Пока склоняюсь к совбаку, в силу большей свободы, как про него рассказывают. Мне интересна экономика, я понимаю, что хочу этим заниматься, но пока не очень понимаю, чем конкретно. Мне было бы интересно прийти туда и попробовать разные вещи, возможно, поработать, заняться академической деятельностью и понять, что мне нравится.

Что такое олимпиада для меня? Скорее, это здравый интерес к интересным заданиям. Я участвовал в олимпиадах не только по экономике, но также по математике и физике. Это олимпиады, где интересно говорить с теми, кто участвует. Поступление — это рабочий момент, в то время как олимпиада — незабываемый опыт решения сложных задач и знакомств с замечательными людьми.

Я бы не сказал, что я приехал сюда с целью победить или стать призером. Я приехал сюда, чтобы решать необычные задания. Важно не то, какое у тебя место на олимпиаде, а то, как ты провел время. Абсолютом быть приятно, все тебя поздравляют. Было бы неплохо поучаствовать и в следующем году, но я бы хотел уделить время и другим наукам.

Как добиться успеха? Надо верить в себя и не забывать об остальных дисциплинах. Экономика — это хорошо, но, по-моему, важно быть разносторонне развитым человеком, интересоваться литературой, историей, языками, физикой или математикой. Работать над собой, находить слабые места и, найдя их, развиваться.

Текст: Екатерина Дмитриева, Милена Рублева, Анна Ким

Фото: Алексей Кистерев

Источник

Вам также может быть интересно:

На Всесибирской олимпиаде по программированию студенты Вышки взяли золото, серебро и бронзу

В начале декабря в Новосибирске состоялся очный тур XXIV Открытой Всесибирской олимпиады по программированию им. И.В. Поттосина. По результатам отборочного этапа в финале приняли участие 70 команд, из них шесть — команды факультета компьютерных наук ВШЭ. Организатор олимпиады — Новосибирский государственный университет.

При участии МИЭМ ВШЭ впервые проводится ВсОШ по информбезопасности

Профиль «Информационная безопасность» вошел в состав Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по технологии. Недавно прошли региональные соревнования, в апреле в Республике Татарстан состоится заключительный этап олимпиады.

Победители и призеры Всероса по математике и информатике посетили Вышку

Ежегодно в мае заканчивается сезон олимпиад школьников, а значит, победители и призеры получают дипломы и могут передохнуть перед ЕГЭ и поступлением в вузы. Обычно в эти дни факультет компьютерных наук ВШЭ организует встречу со старшеклассниками в компании «Яндекс», но в этом году было решено расширить программу и также пригласить ребят на факультет.

В Вышке завершился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике

В нем приняли участие 340 школьников из 59 субъектов Федерации. По итогам двух туров, состоявшихся в Учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново», 133 человека стали призерами, 26 — победителями, 4 — абсолютными победителями. Это Иван Делозари (9-й класс, город Москва), Амир Салихов (10-й класс, Республика Татарстан), Андрей Гогуадзе (11-й класс, Республика Адыгея) и Иван Сударев (11-й класс, город Москва).

Заключительные этапы Всероссийской олимпиады по экономике и обществознанию пройдут на базе НИУ ВШЭ

Интеллектуальные состязания школьников по обоим предметам состоятся очно в Учебном центре «Вороново» НИУ ВШЭ в Подмосковье: по экономике — с 10 по 16 апреля, по обществознанию — с 17 по 24 апреля. Старшеклассники также примут участие в различных научно-образовательных мероприятиях, а для их наставников будут проведены тематические круглые столы и мастер-классы.

НИУ ВШЭ и «Тинькофф» подписали соглашение о стратегическом партнерстве

Высшая школа экономики и «Тинькофф» подписали соглашение о стратегическом партнерстве в сфере развития общего образования в России. Сотрудничество будет реализовано в контексте проекта «Развитие интеллектуальных состязаний» программы развития НИУ ВШЭ.

Олимпиаду НИУ ВШЭ «Высшая проба» поддержат «Тинькофф Инвестиции»

Высшая школа экономики привлекла бизнес-партнера к подготовке заданий заключительного этапа олимпиады «Высшая проба». Экспертное участие представителей «Тинькофф Инвестиций» поможет максимально приблизить условия задач к реальным ситуациям из финансовой среды. Коллаборация позволит участникам олимпиады по профилю «Финансовая грамотность» получить практические навыки и улучшить свои знания.

63445

человек зарегистрировались на Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба». Это на 5,6% больше, чем в прошлом учебном году. Регистрация завершилась 28 октября, первый (отборочный) этап олимпиады пройдет с 3 по 18 ноября по расписанию.

Участники Международной олимпиады по экономике провели состязание для всех желающих

Завершилось двухнедельное международное онлайн-состязание для старшеклассников IEOx Winter Challenge, организованное по инициативе Международной олимпиады по экономике. Школьники решали бизнес-кейс и задачи, а также на специальном онлайн-симуляторе участвовали в игре по финансовой грамотности.

Началась регистрация на командную олимпиаду школьников по программированию

Регистрация, совмещенная с квалификационным этапом, продлится в течение месяца – до 10 марта. Олимпиада рассчитана на команды, состоящие из трех учеников 7-10 классов, причем члены команды могут учиться в разных школах.