ИИ и практика: какой должна быть система подготовки айтишников нового поколения
Какие ИТ-специалисты нужны российской экономике, как правильно их обучать и почему важно включать в образовательный процесс профессионалов из индустрии, обсудили представители госорганов, компаний и вузов на сессии «Кадры для экономики данных. Подготовка ИТ-специалистов нового поколения», прошедшей в рамках десятой ежегодной конференции ЦИПР в Нижнем Новгороде. В работе сессии приняла участие проректор ВШЭ Елена Одоевская.
Благодаря совместным усилиями бизнеса, власти и образовательных учреждений в России начали готовить больше ИТ-специалистов, констатировала заместитель директора департамента Минцифры Анастасия Казанцева. В последние годы была проделана большая работа по наращиванию бюджетного приема на соответствующие специальности. Также был запущен и реализован проект «Цифровые кафедры», направленный «на увеличение воронки ИТ-специалистов».
Сегодня актуален вопрос, «как именно мы готовим кадры и какими компетенциями они должны на выходе обладать». Компании не всегда устраивают знания и навыки выпускников на выходе из университета. Поэтому в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» были запущены новые проекты «Топ-ИИ» и «Топ-ИТ», направленные на подготовку топ-специалистов в сфере искусственного интеллекта и информационных технологий. Предусмотрено обучение преподавателей вузов и привлечение для преподавания профессионалов из индустрии, а также в целом увеличение практической ориентированности программ, отметила Анастасия Казанцева. Для вузов — участников проектов важным условием стало то, что учебное заведение должно «привести обязательно индустриального партнера», который будет вкладываться ресурсами, средствами в подготовку ИТ-специалистов, добавила она.
Оператором этих проектов выступает Центр экспертизы образовательных программ Аналитического центра при Правительстве РФ. Руководитель центра Сергей Астахов рассказал, что уже проведены конкурсные отборы и определены вузы-победители по двум конкурсам. Среди тех, кто будет готовить ученых-исследователей и разработчиков принципиально новых моделей искусственного интеллекта — Иннополис, ИТМО, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, Южный федеральный университет.

Директор по развитию технологий искусственного интеллекта компании «Яндекс» Александр Крайнов рассказал, что компаниям приходится проводить собеседование с 25 кандидатами, чтобы нанять одного. Он считает, что вузы должны «производить» готовых специалистов, которые могут сразу начать работать. По его словам, есть буквально несколько университетов, которые «генерируют таких людей». По его мнению, «нужно научиться измерять качество ребят и на входе, потому что, если на входе качество низкое, значит, нужно спускаться ниже и готовить школьников». Также, по его словам, нужно увеличивать количество хороших преподавателей, а из-за высокой скорости изменений программы обучения нужно менять раз в полгода.
Владимир Авербах, старший управляющий директор — директор дирекции реализации и популяризации AI-инициатив Сбера, заметил, что в России сложился очень удачный тандем бизнеса и государства по подготовке ИТ-кадров. При этом, если «мы верим, что искусственный интеллект существенно меняет любую сферу деятельности, и в частности отрасль, то мы должны при подготовке ИТ-специалистов вводить, может, 12-уровневую, может, 120-уровневую модель компетенции с применением ИИ», отметил он. Правда, пока не очень понятно, как это сделать, поскольку очень быстро меняется мир. Но в любом случае, полагает он, надо вводить ИИ во всю систему образования, а не только для подготовки айтишников.
В свою очередь директор Института исследований экономики «Яков и Партнеры» Елена Кузнецова заметила, что, несмотря на жалобы, работодатели «всех выпускников выгребают весьма бодро». «И медианная зарплата свежих выпускников и выпускников на второй год после выпуска, как ни смотри, она растет очень бодрыми темпами, кратно опережая инфляцию», — говорит эксперт. И это «отражает как раз дефицит этих людей на рынке». При этом Елена Кузнецова отметила, что наиболее продвинутые работодатели технологических кадров перешли от позиции «вуз нам должен дать готовые кадры» к позиции «придется самим заходить в вузы и работать с этими вузами, чтобы эти кадры становились лучше».

«Университет — это больше чем подготовка кадров для нужд конкретной компании. Невозможно просить университет, чтобы он каждый месяц менял образовательную программу, иначе это будет не университет. Если мы говорим про цикл подготовки кадров вузом совместно с компанией, то он решает системную задачу — подготовку кадров для технологического развития страны», — отметила проректор ВШЭ Елена Одоевская.
Она согласилась с тем, что сейчас изменения происходят очень быстро, однако, чтобы учесть их, университету нужно не менять всю программу обучения, а корректировать наполнение дисциплин, включая в них самые актуальные знания. ВШЭ и компании постоянно ведут диалог, договариваясь об этих изменениях, подчеркнула она. «Нужно разговаривать и договариваться. Компаниям [важно] уметь иногда вставать на сторону университета, а университету — на сторону компании», — добавила Елена Одоевская. При этом, по ее мнению, необходимо творчески переосмыслять подходы к обучению и формам донесения знаний до студента.
Вам также может быть интересно:
Исследователи НИУ ВШЭ ответят на вызовы развития городского транспорта
В НИУ ВШЭ стартовало масштабное исследование общественного транспорта российских городов в рамках стратегического технологического проекта «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования». По итогам проекта будет сформирована динамическая база данных для четырех видов транспорта: метро, трамваев, троллейбусов и автобусов.
Стартует новый норматив технологической грамотности ТехноГТО «Искусственный интеллект»
Открыт новый норматив технологической грамотности ТехноГТО по направлению «Искусственный интеллект», разработанный совместно с Академией искусственного интеллекта для школьников Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Проект ТехноГТО является частью Национальной технологической олимпиады (НТО) и реализуется Кружковым движением НТИ совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей» и Движением Первых при поддержке НИУ ВШЭ и Росмолодежи.
НИУ ВШЭ начал разработку отечественных технологий связи 6G на базе субтерагерцовой микрорадиоэлектроники
В Высшей школе экономики стартовали масштабные научно-инженерные работы по созданию отечественных технологий для перспективных систем связи шестого поколения (6G). Работы ведутся командой стратегического технологического проекта «Комплекс технологий доверенных систем связи 6G», реализуемого в рамках программы «Приоритет-2030».
Вышка исследует потребности глухих
В последнее воскресенье сентября в мире традиционно отмечается День глухих. В этом году факультет социальных наук (ФСН) Высшей школы экономики присоединился к празднику и совместно с Московской городской организацией Всероссийского общества глухих (МГО ВОГ) запустил исследование потребностей глухих и слабослышащих москвичей в социальных услугах и доступности среды.
НИУ ВШЭ и компании-партнеры скоординировали подходы к подготовке специалистов топ-уровня в сфере ИИ
В НИУ ВШЭ прошла встреча с представителями Сбера, Яндекса и VK для согласования подходов к подготовке специалистов топ-уровня в сфере искусственного интеллекта. В частности, договорились о регулярном обновлении образовательных программ с учетом новейших решений и разработок компаний-партнеров. Участники встречи обсудили текущий статус проекта, содержание образовательных программ и механизмы взаимодействия для обеспечения достижения показателей эффективности созданного в университете Центра организации обучения студентов для топ-специалистов в сфере искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.
В Высшей школе экономики открылась межфакультетская Музейная лаборатория
Вышка запустила межфакультетскую Музейную лабораторию, которая станет устойчивым центром экспертной поддержки в сфере музейного дела. Ее миссия связана с изменением современных моделей восприятия культуры и трансформацией институциональной среды. Лаборатория специализируется на модернизации музейных практик и повышении престижа музеев, формируя пространство для профессионального диалога и внедрения инноваций.
Физики предложили новый механизм усиления сверхпроводимости с помощью «квантового клея»
Команда исследователей с участием сотрудников МИЭМ ВШЭ показала, что дефекты в материале могут не снижать, а, наоборот, усиливать сверхпроводимость. Это возможно благодаря взаимодействию дефектных и более чистых областей, которое образует «квантовый клей» — однородную компоненту, связывающую разрозненные сверхпроводящие участки в единую сеть. Расчеты подтвердили, что такой механизм может помочь в создании сверхпроводников, работающих при более высоких температурах. Исследование опубликовано в журнале Communications Physics.
30 студентов из 19 университетов приняли участие в исследовательской экспедиции НИУ ВШЭ в «Новом Херсонесе»
В рамках программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» при поддержке программы Росмолодежи «Больше, чем путешествие», президентской платформы «Россия — страна возможностей», а также Симферопольской и Крымской епархии НИУ ВШЭ на базе Школы молодого гуманитария провела исследовательскую экспедицию на территории музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. По ее итогам будут разработаны предложения по организации просветительских проектов в области формирования исторической памяти молодежи о роли Херсонеса, Крыма и византийского наследия в истории российской культуры и государственности.
Большие группы студентов эффективнее используют ИИ в обучении
Исследователи Института образования и факультета экономических наук НИУ ВШЭ узнали, от каких факторов зависит качество групповой работы студентов, когда они выполняют ее в сотрудничестве с ИИ. Оказалось, что, помимо уровня знаний команды, важен размер группы: чем она больше, тем эффективнее работа. Статья ученых опубликована в журнале Innovations in Education and Teaching International.
Завершила работу Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам
С 17 по 21 сентября на базе «Горная легенда» Адыгейского государственного университета прошла Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам. Организаторами мероприятия выступили Лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Центр языка и мозга и Центр социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Школа собрала более 50 участников — студентов, аспирантов и молодых исследователей из разных регионов России, а также слушателей и спикеров из Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана.