МИЭМ запускает движок: стартовало открытое тестирование второй версии Claw Engine
Команда мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ запустила тестирование среди разработчиков второй версии игрового движка Claw Engine. «Вышка.Главное» рассказывает о продукте, в создании которого принимают участие проектные студенческие команды МИЭМ.
Движок Claw Engine — инструмент для разработки видеоигр, основанный на генеративно-нейросетевых технологиях для быстрого прототипирования игровых идей и использования сложных геймплейных шаблонов механик. Комплексный проект реализуется около двух лет студенческими командами мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ. Осенью 2024 года была запущена первая версия движка, которая была ориентирована на базовую архитектуру и упрощенный визуальный интерфейс. Среда позволяла работать с трехмерными изображениями и программировать собственные игровые сценарии.
Илья Семичаснов
«Задача Claw Engine — заменить ушедшие импортные игровые движки, автоматизировать работу над рутинными задачами, оптимизировать процесс создания игры и упростить разработку не только игр, но и других интерактивных приложений. Движком смогут пользоваться как начинающие программисты, так и опытные создатели игр: для новичков предусмотрен интуитивно понятный интерфейс и low-code-подход, а профи могут использовать язык программирования C# для более детальной проработки проекта», — рассказывает о продукте Илья Семичаснов, руководитель мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы».
В июне 2025 года стартовало открытое тестирование второй версии игрового движка. Участие приняли более 600 разработчиков. Новый релиз демонстрирует, как экспериментальная идея превратилась в технологически зрелый продукт.
«Вторая версия Claw Engine — это не просто обновление. Это уже полноценная модульная платформа, переход к инженерному продукту с архитектурой, рассчитанной на развитие, расширение и реальное применение», — рассказывает Владимир Никитин, руководитель проекта Claw Engine и заместитель руководителя мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы».
Новый релиз включает полностью переработанный визуальный редактор сцен, поддержку пользовательских скриптов на C#, систему оптимизации производительности, уникальный алгоритм уровней детализации, который учитывает не только расстояние до камеры, но и пространственные связи между объектами. Такой подход позволяет значительно снизить нагрузку на систему и запускать проекты даже на маломощных устройствах. Это серьезный технологический сдвиг, особенно для образовательного и инди-сегмента.
«Мы создаем движок, в котором можно не просто собирать сцены, а внедрять собственные технологические решения — в графику, поведение, физику. Это возможность для студентов и молодых разработчиков выстраивать инженерное мышление через реальную работу», — отмечает Илья Семичаснов.
Открытое тестирование второй версии движка — важный шаг не только в развитии продукта, но и в его выходе за рамки вуза. Разработчики из разных регионов России получили доступ к сборке и помогают отладить ее работу в разных условиях.
В ближайших планах команды — добавление графического и физического модулей нового поколения, расширение возможностей ИИ и реализация системы плагинов. Разработка идет итеративно, с учетом обратной связи от сообщества. Так, в декабре 2024 года Claw Engine был представлен на выставке RED EXPO — главном событии игровой индустрии в России. Посетители могли протестировать преальфа-версию движка и оценить его ключевые функции: работу с 3D-сценами, базовый редактор и поддержку пользовательских скриптов. В мае 2025 года проект также был презентован на Positive Hack Days — одном из крупнейших технофорумов страны. Команда мастерской показала, как Claw Engine используется в инженерных и образовательных задачах — от моделирования поведения объектов до создания интерактивных сред. Участие в этих мероприятиях стало важным шагом в развитии продукта и расширении профессионального интереса к нему.

Claw Engine уже применялся как основа для хакатонов, учебных курсов, дипломных проектов и R&D-экспериментов. Продукт является частью образовательной и проектной экосистемы МИЭМ.
Работа над Claw Engine объединяет несколько самостоятельных студенческих проектов, реализуемых в рамках инновационной проектной модели МИЭМ. Сегодня у команд сформированы технические процессы, выстроена система тестирования, активно развиваются внутренняя документация и система поддержки пользователей.
«Claw Engine — один из тех флагманских проектов в МИЭМ, где оттачивается современная проектная модель. Сегодня технологические проекты требуют четкой организации рабочего взаимодействия между многочисленными проектными командами, решающими свою задачу в рамках создания единого большого продукта. Именно так сегодня работают крупные ИТ-гиганты. В этом смысле мастерская «Игровая инженерия и интерактивные системы» выполняет функции связующего хаба, главного оператора всего процесса создания продукта», — рассказывает Илья Семичаснов.
В 2025 году на базе мастерской открывается онлайн-магистратура «Цифровая инженерия для компьютерных игр» — программа, ориентированная на тех, кто хочет не просто разрабатывать игры, а проектировать технологические решения для них. Академическим руководителем программы станет руководитель мастерской Илья Семичаснов.
Программа охватывает архитектуру игровых систем, работу с ИИ, математическое моделирование, VR и другие направления на стыке инженерии и геймдева. Учебный процесс включает проектную работу, сотрудничество с индустрией и возможность стать частью команд, работающих над реальными инструментами.
Прием документов в магистратуру «Цифровая инженерия для компьютерных игр» открыт до 15 сентября 2025 года.
Подробнее — на сайте МИЭМ НИУ ВШЭ.
Вам также может быть интересно:
Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности
С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.
Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования
В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.
Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире
Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.
Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке
Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».
НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве
Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.
Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО
НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.
На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды
Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».
Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах
Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.
На Международной летней школе в КНР Вышка поделилась опытом изучения городских стратегий
На фоне усиления глобальной геополитической и технологической конкуренции ведущие китайские вузы Чжэцзянский университет международных исследований и Пекинский университет организовали совместную Международную летнюю школу. Центральной ее темой стало изучение глобальных региональных и городских стратегий развития. Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ принял участие в работе школы.
ВШЭ и Московский аналитический центр объединят усилия в сфере ИИ
НИУ ВШЭ подписал соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Московский аналитический центр». Документ закрепил намерение сторон развивать совместные исследования и внедрять технологии искусственного интеллекта в управление городским хозяйством.