Эксперты НИУ ВШЭ оценили «стоимость» вариантов развития законодательства о цифровых платформах и предложили оптимум
Рост цифровых платформ — явление, опережающее свое регулирование не только в России, но и в мире в целом. При этом на сегодняшний день в зарубежном опыте еще не сформировалась полезная практика — сперва рассчитывать эффекты от регуляторных сценариев, а потом принимать решения. Эксперты НИУ ВШЭ предложили параметры оптимальной нормативной рамки и оценили экономические эффекты деятельности цифровых платформ в России в разных вариантах регулирования.
Результаты исследования изложены в статье «Вклад цифровых платформ в развитие российской экономики: моделирование эффектов регулирования», опубликованной в журнале «Вопросы экономикм». Авторы работы научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, проректор, профессор факультета права Алексей Кошель, директор Института «Центр развития» Наталья Акиндинова и преподаватель департамента политики и управления факультета социальных наук Екатерина Кручинская.
В статье отмечается, что, например, в Канаде платформенные отношения признаются трудовыми. Государственное регулирование обязывает платформы обеспечивать минимальную почасовую оплату труда и компенсировать транспортные расходы работников через установление минимальной надбавки за пройденное расстояние. Кроме того, платформы обязаны соблюдать определенные требования, включая обеспечение минимальных стандартов занятости, предоставление компенсаций и гарантий безопасных условий труда. В Китае практикуются достаточно значимые штрафы для платформ в случае несоблюдения антимонопольного законодательства. Анализ ситуации вокруг Alibaba в Китае служит показательным примером потенциальных негативных последствий чрезмерно строгого государственного регулирования цифровых платформ. В частности, значительный антимонопольный штраф, наложенный на компанию (в размере 4% от годового дохода), последовал за ограничением конкуренции. Вместо желаемого сдерживания монополистической практики, подобные ограничительные меры могут подтолкнуть платформу к компенсационным стратегиям, таким как увеличение комиссионных сборов и ужесточение условий доступа для участников. В итоге это может привести к снижению потребительской активности и, в долгосрочной перспективе, нанести ущерб всей цифровой экосистеме. Данный прецедент подчеркивает необходимость тонкого баланса между регулированием цифровых гигантов и поддержанием здоровой конкуренции и инноваций.
Европейское регулирование цифровых платформ, несмотря на декларируемую приверженность к сбалансированному подходу, в реальности создает ситуацию, характеризующуюся повышенными рисками, обусловленными доминированием транснациональных корпораций в цифровом пространстве и недостаточным вниманием к экономическим последствиям ограничительных мер. Законодательные акты, такие как Директива 2000/31/EC об электронной торговле, которая ранее служила основой регулирования, но признана недостаточной в текущих условиях, и более современные GDPR (Общий регламент по защите данных), DMA (Закон о цифровых рынках) и DSA (Закон о цифровых услугах), хотя и декларируют стремление к защите прав потребителей, обеспечению конкуренции и контролю за незаконным контентом, по факту ложатся примущественно на плечи неевропейских игроков.
Примером является дело Google Shopping, где Европейская комиссия, руководствуясь статьей 102 Договора о функционировании Европейского союза, наложила штраф за злоупотребление доминирующим положением. Данное решение, хотя и призвано пресечь недобросовестную конкуренцию, демонстрирует сложность адаптации антимонопольного законодательства к динамично развивающемуся цифровому рынку. Несмотря на признание судом (дело T-612/17) обоснованности обвинений, сам факт разбирательства и необходимость доказывания «теории вреда», подчеркивают потенциальные издержки для компаний, вынужденных тратить ресурсы на соответствие, в то время как европейские конкуренты, не имеющие сопоставимых масштабов, находятся в более выгодном положении.

Более того, принятие DMA и DSA, направленных на регулирование крупных онлайн-платформ, включая вопросы модерации контента, обеспечения взаимодействия и предотвращения недобросовестной практики, подразумевает существенные затраты на соответствие. Эти затраты непропорционально высоки для транснациональных корпораций, в то время как европейские стартапы, имеющие ограниченные ресурсы, могут столкнуться с трудностями в выполнении новых требований. В отсутствие крупных европейских платформ, способных уравновесить влияние транснациональных игроков, эти нормативные акты, даже имея благие намерения, рискуют создать регуляторный барьер, способствующий консолидации рынка и ослаблению конкуренции, что, в свою очередь, может негативно сказаться на развитии инноваций и экономической мощи Европейского Союза в долгосрочной перспективе. Таким образом, европейское регулирование, призванное обеспечить справедливую конкуренцию и защиту прав потребителей, фактически создает риски, связанные с чрезмерным давлением на транснациональные платформы и недостаточным учетом экономических последствий этих мер, что является определяющим фактором в формировании структуры цифрового рынка в регионе. Необходимо учитывать, что новые законы и директивы развиваются на базе ранее принятых, и хотя DSA в значительной мере перекрывает действие Директивы 2000/31/EC, последняя все еще имеет значение для понимания эволюции регулирования электронной коммерции.
В связи с тем, что в практике регулирования существует серьезная лакуна не основанных на данных решениях, исследовательской группой НИУ ВШЭ проанализированы возможные «очищенные» эффекты регулирования цифровых платформ в шести разных сценариях без эффекта замещения. При этом «очищенные» эффекты, или результаты без эффекта замещения понимаются как явление, при котором ресурсы, активы или экономическая деятельность, связанные с цифровыми платформами перетекают или перераспределяются внутри экономики в ответ на изменения в регулировании, что ведет к снижению их вклада в ВВП за счет перемещения ресурсов из одних секторов в другие.
Эксперты НИУ ВШЭ подчеркивают, что достигнутый вклад цифровых платформ в 5,5% ВВП России необходимо сохранить. Государство, создавая необходимые правовые рамки, обязано не допустить радикально жесткого регулирования, способного замедлить их положительный эффект для экономики России, в том числе и за счет ограничения платформенной занятости.
Авторы считают, что сбалансированный подход к регулированию возможен – он не наносит урона экономике, в отличие от жестких регуляторных сценариев. Рассматриваются три направления регулирования, на основании которого проектируются нынешние инициативы в России: ограничения на скидки, сочетание трудовых отношений и самозанятости в вопросах платформенной занятости, контроль качества продукции и добросовестная конкуренция.
Наряду с этим впервые в мировой науке исследователи сочетают подходы математического моделирования и экономико-юридического анализа: каждая из выбранных регуляторных мер, имеющая возможность быть выраженными законодательно, находит отражение в параметрах математической модели, с помощью которой прогнозируется чистый вклад платформ в ВВП России до 2028 года. Несмотря на то, что вклад моделируется без эффекта замещения — то есть, только на основании того, что это именно эффекты платформ без учета инфляции, развития других секторов и прочего и поскольку это «черные лебеди», которые в такой спецификации учесть невозможно, авторы приходят к важным выводам. Так, введение даже одной жесткой меры — например, полный запрет на скидки или признание платформенных отношений трудовыми — способно нанести урон платформенной экономике, выраженный в потере примерно 3,8—4,7 п. п. ВВП до 2028 г. без эффекта замещения. При этом сбалансированный сценарий, параметры которого были разработаны авторами, показывает наиболее быструю сходимость (в математическом смысле — равновесие) и импульс роста 3,85 п. п. без эффекта замещения уже в 2025 году.
Екатерина Кручинская
«Авторы исследования принимали активное участие в обсуждении и разработке оптимальных мер регулирования цифровых платформ в 2024-2025 гг. Отметим, что близкий к сбалансированному сценарий реализован во внесенном Правительством РФ в Госдуму законопроекте «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», а также разработанных и внесенных вместе с ним проектов законов-спутников», — рассказала также Екатерина Кручинская.
Вам также может быть интересно:
Географы НИУ ВШЭ рассчитали климатический риск-профиль Красноярского края
Команда Центра геоданных факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ детально оценила природные риски, которым подвергается Красноярский край из-за изменения климата. Обсуждение риск-профиля состоялось на прошедшем в Новосибирске XII Международном форуме технологического развития «Технопром-2025».
НИУ ВШЭ и Правительство Якутии подписали соглашение о сотрудничестве в области климатической адаптации
Соглашение о стратегическом сотрудничестве в научно-технологической и образовательной сферах подписали декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев и Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков.
Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности
С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.
Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования
В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.
Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире
Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.
Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке
Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».
НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве
Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.
Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО
НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.
На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды
Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».
Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах
Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.