«За три недели школьники освоили навыки, на которые у университетских команд обычно уходит семестр»
24 июля в образовательном центре «Сириус» завершилась юбилейная научно-проектная смена «Большие вызовы — 2025». Почти месяц участники смены — около 400 старшеклассников из России — работали над своими проектами, многие из которых отличались смелостью замысла и касались передовых направлений в самых разных областях — от биотехнологий и экологии до искусственного интеллекта и космических технологий. Работа команды школьников, занимавшейся под руководством специалистов Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова (МИЭМ) ВШЭ, заинтересовала экспертов и гостей «Сириуса».
Главный организатор научно-проектной смены «Большие вызовы — 2025» — фонд «Талант и успех». Участники прошли строгий отбор из 16 500 претендентов со всей России.
Смена объединила талантливых ребят, готовых решать задачи на стыке науки, технологий и реальной инженерной практики. В течение 24 дней они работали под наставничеством ведущих преподавателей вузов, ученых и представителей высокотехнологичных компаний. Программа включает проекты в сферах ИТ, биотехнологий, экологии, космоса, а также лекции, мастер-классы и дискуссии с отраслевыми экспертами.
Особое внимание экспертов и гостей смены привлекла работа команды школьников, занимавшейся под руководством специалистов МИЭМ НИУ ВШЭ. В течение всей смены пять талантливых ребят — Артемий Коротков из Москвы, Геннадий Сёмин из Орловской области, Артём Темников из Ярославской области, Глеб Чапайкин из Рязанской области и Максим Чурилов из Оренбургской области — под наставничеством Дмитрия Абрамешина, ведущего инженера Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем МИЭМ ВШЭ, и сотрудников лаборатории Ивана Носова и Дмитрия Бондаренко создавали собственный космический прибор.

Проект под названием «Создание бортовой инновационной системы оценки эффективности перовскитных материалов в реальных космических условиях» направлен на решение задачи, актуальной для исследователей всего мира. Перовскитные солнечные панели считаются одним из самых перспективных направлений в энергетике. Они легкие, гибкие и демонстрируют высокую эффективность, но, к сожалению, подвержены деградации со временем. Именно поэтому перед школьниками поставили сложную задачу: создать компактный, надежный и точный измерительный прибор, который в будущем сможет летать на настоящих спутниках и измерять характеристики перовскитных элементов прямо на орбите.
Партнерами проекта МИЭМ выступили ведущие российские компании в области космических технологий и образования: ООО «СПУТНИКС», ГК «СКАНЭКС», ООО «Аэроспейс Кэпитал», Фонд содействия инновациям.
Марина Сергеева, заместитель генерального директора ГК «СКАНЭКС»
«Популяризация инженерных наук среди школьников уже сегодня дает свои позитивные плоды: в вузы приходят молодые люди, знакомые с инженерным делом и сознательно выбирающие его в качестве своей будущей профессии. В реальном секторе ждут в первую очередь именно таких специалистов».
Дмитрий Коваленко, проректор ВШЭ, директор МИЭМ
«Во время смены школьники выполнили настоящую взрослую инженерную командную работу, решили целый комплекс поставленных задач. Поздравляю ребят с таким замечательным результатом. Ждем всех в МИЭМ — и на наших образовательных программах, и в стенах Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем. У лаборатории большие планы, к запуску готовится новый спутник, нам очень нужны те компетенции, которые у ребят есть уже в их школьные годы».
За 24 дня ребята проделали огромный объем работы — от проектирования и конструирования корпуса спутника до пайки сверхточных миниатюрных компонентов размером с песчинку (так называемые SMD-компоненты формата 0402). Школьники впервые самостоятельно создавали печатные платы методом фоторезиста, нарезали и собирали детали корпуса на лазерных станках и 3D-принтерах, писали прошивки для микроконтроллеров и разрабатывали ПО, способное мгновенно показывать результаты испытаний.
Помимо работы над проектом, в рамках смены были проведены сеанс связи со спутником НИУ ВШЭ через станцию «Завиток-М» в Центре управления полетами МИЭМ ВШЭ и мастер-класс партнера проекта — ООО «СПУТНИКС» по настройке системы ориентации и стабилизации МКА.
Работа велась очень интенсивно, и уже к середине смены команда успешно прошла несколько предварительных защит, где продемонстрировала высокий уровень подготовки. 23 июля состоялась финальная защита проектов, на которой эксперты высоко оценили работу ребят.
Дмитрий Абрамешин
Наставник команды Дмитрий Абрамешин подчеркнул: «Наши школьники буквально прыгнули выше головы. За три недели они освоили те навыки, на которые у университетских команд обычно уходит целый семестр».
В последний день смены, 24 июля, на фестивале — выставке проектов в «Сириусе» команда представила готовый образец своего устройства и продемонстрировала результаты работы многочисленным гостям и партнерам. Гости высоко оценили потенциал созданного прибора.
Но самое интересное еще впереди: разработка школьников будет преобразована в настоящую летную версию измерительного модуля, который отправится на орбиту уже в 2026 году в составе спутника CubeSX-HSE-4. Школьники надеются, что созданное ими устройство поможет перовскитным технологиям стать реальной частью космических миссий будущего.
Впечатления участников смены
Артемий Коротков
«На программе я получил много нового опыта работы: взаимодействие полезной нагрузки спутника с его системами, изготовление печатных плат, программирование STM32, разработка комплекса взаимодействия полетного и наземного программного обеспечения. Особый интерес добавляет то, что это реальный проект, в котором мы смогли поучаствовать. После программы остались положительные впечатления».
Артём Темников
«В рамках работы над проектом я улучшил свои навыки работы с языком программирования С++ и работы с ПИД-регулятором при создании системы ориентации и стабилизации. Также улучшил навыки пайки микрокомпонентов при создании платы полезной нагрузки. Увеличил свои познания в устройстве спутников».
Максим Чурилов
«Программа и проект понравились как минимум тем, что я смог поработать как с профессионалами своего дела, так и с умными сверстниками, что дало мне стимул к дальнейшему обучению, а также много новых навыков — к примеру, опыт работы с научными проектами. Также я узнал важные теоретические основы. Это работа с печатными платами и принципиальными схемами. Подтянул свои знания по программированию на Python, а также поработал над моделированием спутника на НОО».
Глеб Чапайкин
«Принимая участие в проекте МИЭМ ВШЭ, я научился делать 3D-модели деталей, изготавливать плату и монтировать SMD-компоненты».