«Качественным методам очень сложно научить»
Кафедра методов сбора и анализа социологической информации факультета социологии Высшей школы экономики провела первую Летнюю школу по качественным методам. Об особенностях, целях и перспективах школы рассказывает ее руководитель, заведующая этой кафедрой Ирина Козина.
— По вашим наблюдениям, насколько заинтересованы студенты в изучении качественных методов?
— Интерес есть, наша школа, например, началась именно со студенческой инициативы. И отклик на наше предложение был очень активный. Несмотря на то, что мы поздно разместили объявление, за четыре недели к нам поступило около 150 заявок, из них 122 были приняты к рассмотрению на конкурс. В итоге на школу приехали мотивированные и заинтересованные ребята, и не только из Вышки, но и из других вузов страны.
— Каким образом формировалась программа школы?
— Одна из основных проблем, с которой сталкиваются студенты и молодые исследователи при проведении качественного исследования, заключается в том, что нет четкой технологии и прописанных процедур анализа. Никто не может сказать, возьмите вот это, сложите с этим, рассчитайте на компьютере, и у вас все получится. Поэтому мы решили, что посвятим основную часть программы школы анализу качественных данных. Был организован двухдневный семинар, посвященный освоению компьютерных программ обработки качественных данных Atlas TI и In Vivo. Через эти занятия, которые проводили Олег Оберемко (ВШЭ), Рафаэль Мровчински (ВШЭ) и Оксана Запорожец (Самарский госуниверситет), прошли все слушатели. Затем мы были вынуждены разделить их на два потока, что было некоторым разочарованием для тех, кто хотел прослушать все лекции. Наверное, в будущем эти школы стоит делать более узко профилированными, позволяющими глубоко погрузиться в небольшое количество тем, которые наиболее интересны и полезны для практической работы. Мы постарались пригласить интересных людей, настоящих профессионалов своего дела. Елена Чекадзе из ЦНСИ прочитала слушателям лекцию «Жизнь в интервью», в которой рассказывала о специфике метода интервью и включенного наблюдения на материалах своих исследований. И это было еще одной отличительной чертой нашей летней школы — все лекции и практические занятия проводились в интерактивном режиме и на основе данных реальных исследований. Это очень важно, особенно для понимания качественных методов. Павел Романов (ВШЭ) рассказывал об этнографическом методе, Илья Штейнберг изложил свои подходы к такой сложной проблеме как выборка в качественном исследовании (вечный вопрос студентов: «А сколько кейсов нужно, чтобы было научно»?). Еще одна актуальная тема — как предоставлять результаты качественного исследования, была раскрыта Еленой Ярской-Смирновой (ВШЭ). Она посвятила свои занятия этнографическому письму, дав анализ избранных публикаций «качественников». Помимо опытных лекторов, в летней школе преподавали и наши молодые коллеги: Анна Турчик (ВШЭ) познакомила слушателей с конверсационным анализом, при этом убедительно показала, что это не просто интеллектуальные упражнения, а метод, который работает, например, в анализе деятельности интервьюеров. Погружение в среду как метод исследования ареала обитания человека было темой выступления Никиты Харламова (Университет Кларка).
— Оправдались ли ваши ожидания от школы?
— На школе мы организовали творческую лабораторию, в рамках которой у студентов и молодых исследователей была возможность обсудить и презентовать свои работы. Для проведения любого качественного исследования (и в смысле применяемых методов, и в смысле высокого уровня) необходимо постоянно получать обратную связь от коллег и экспертного сообщества. Вначале немногие решились представить свои проекты, и первые обсуждения проходили довольно формально, задавались осторожные вопросы, не было научных споров, но потом люди разошлись, и началась настоящая работа — глубокие профессиональные дискуссии с большим количеством критики. Это очень продуктивная форма обучения, она подстегивает исследователя, ему приходится объяснять, отстаивать свою точку зрения, вступать в спор, и в ходе всего этого появляются новые идеи. Поэтому через пару дней после начала у нас не было отбоя от желающих высказаться. Мне кажется, на школе удалось создать комфортные условия общения между преподавателями и слушателями и максимально сократить дистанцию между ними (вполне в традиции качественной социологии). По сути это была единая группа, все преподаватели ходили на занятия в качестве слушателей, если были не заняты, участвовали в обсуждении и сами представляли свои проекты для обсуждения на творческих лабораториях наравне со слушателями.
— Ирина Марксовна, чем данная школа отличается от других социологических школ?
— Во-первых, это действительно первая за 10 лет существования факультета социологии ВШЭ школа по качественным методам, что само по себе придает этому событию определенную новизну, особенно на фоне нашей весьма математизированной социологической методной подготовки. Вторая же особенность связана с самой тематикой школы: на сегодняшний день в качественной социологии накопилось достаточно много проблем, требующих тщательного осмысления, и мифов, нуждающихся в развенчании. Качественные методы до сих пор мало исследованная сфера в российской социологии, где они по-прежнему считаются некоторой инновацией в отличие, скажем, от зарубежной социологической традиции.
— На ваш взгляд, с чем связано такое положение вещей?Летняя школа по качественным методам
— Дело в том, что качественным методам очень сложно научить, можно рассказать о теоретических предпосылках, и они понятны — это теоретическая социология, философия, психология и прочее. Но когда речь идет о конкретном исследовании, то тут социологам, работающим в качественной традиции скорее свойственен методологический индивидуализм, что соответствует природе качественных методов — их сложно повторить и поставить на поток. В них нет таких общих правил, как в традиционной количественной социологии, где более четко прописаны процедуры исследования и разведены сферы ответственности, кто-то собирает данные, кто-то обрабатывает, а кто-то анализирует. В качественном исследовании многое зависит от самого исследователя — неизбежная субъективность, сомнения по поводу возможных рамок обобщения — это и есть основная трудность и самого исследования, и представления его результатов.
— Что важно для проведения качественного исследования?
— Подход исследователя-«качественника» всегда открытый и слабо структурированный. Это позволяет в ходе исследования увидеть многое из того, что увидеть не ожидалось, не планировалось, поэтому применение качественных методов подразумевает определенное состояние сознания исследователя. С другой стороны, это всегда научное исследование, и оно должно оставаться в этих рамках. Социологический взгляд на мир, «теоретическая чувствительность», способность перейти от простого здравого смысла на уровень научной рефлексии, а в полевой работе — внимание к деталям, необходимы в качественном исследовании.
В середине 1990-х существовало мощное направление в экономической социологии — case study предприятий, в которых я тоже участвовала. Тогда для нас это была абсолютно незнакомая тема, приходилось осваивать огромное количество литературы на английском языке, объясняющей, что такое case study или включенное наблюдение. Возглавлял работу британский профессор Саймон Кларк (я считаю его своим учителем). Его позиция в отношении качественных методов и вообще методов можно определить следующим образом: все, что нужно для исследования — все хорошо. Поэтому любые теоретические построения могут быть важны и интересны, но они либо применимы, либо не применимы в конкретной исследовательской ситуации. Процедуру проведения качественного исследования он объяснял так: «Подумал, пошел в поле, понаблюдал, поговорил с людьми, вернулся. Подумал опять. Вернулся в поле. Опять посмотрел, поговорил с людьми. Опять подумал и написал отчет». Это, конечно, шутка, но, суть именно такова.
— Существует много мифов вокруг качественной социологии, например, многие считают, что брать интервью и наблюдать — очень просто?
— Это совсем не просто, процедуры сбора и анализа информации в качественных исследованиях — это особые подходы, которым необходимо учиться. Мы стараемся предостеречь студентов от упрощенного восприятия качественных методов. Но в рамках учебных программ это сделать довольно сложно, необходима интенсивная практическая деятельность. Опыт преподавания показал, что студентам не всегда легко дается понимание специфики качественного исследования, им сложно переключиться с подтверждения гипотез к несколько иному взгляду на исследование. И, к сожалению, в России очень мало мест, где можно получить квалифицированную консультацию по поводу применения качественных методов. Есть курсы повышения квалификации в Институте социологии РАН, иногда проводятся школы по проблемам качественных методов, существует несколько центров, которые специализируются на таких исследованиях. Например, очень сильная команда работает в Центре независимых социологических исследований в Питере, для них это даже не методология, а скорее идеология, в Институте социологи РАН действует сектор качественных методов, но этим список практически исчерпывается.
— А как построено обучение качественным методам в ВШЭ?
— С прошлого года в учебной программе третьекурсников факультета социологии появился обязательный курс «Качественные методы в социологических исследованиях». Основная часть курса посвящена подробному рассмотрению логики и последовательности действий на разных этапах качественного исследования от исходных посылок до анализа и интерпретации данных. На четвертом курсе у студентов-социологов есть возможность углубить знания о качественных методах и познакомиться с разнообразием исследовательских возможностей качественной стратегии: Алексей Левинсон читает курс, посвященный фокус-группам и групповым дискуссиям, это отличный курс, его тематика охватывает значительную область применения качественных методов. Курс Ольги Савинской вводит в проблематику исследовательского интервью. И далее, в рамках магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков», можно прослушать курсы о применении качественных методов в одной из практических областей работы социолога — оценочных исследованиях, являющихся одним из видов экспертной деятельности, а также вводный курс в методологию и методы обоснованной теории (grounded theory). В прошлом году факультет приобрел и необходимое программное обеспечение для облегчения работы с качественными данными.
— Каково соотношение количественных и качественных методов в вашей профессиональной деятельности?
— Я начинала как традиционный социолог-количественник и очень хорошо представляю насколько качественное исследование сложнее провести. Но в современной эмпирической социологии разделение на качественные и количественные методы довольно условно. Я придерживаюсь той точки зрения, что методы напрямую не связаны с парадигмой, а «работают» на конкретные цели и задачи исследования. Поэтому мои исследования, как правило, основаны на комбинации методов: например, в изучении трансформации трудовых отношений мы опираемся на данные опросов, которые сопровождаются включенным наблюдением (case study предприятий), а исследование стратегий занятости методом биографического интервью сопровождаются формализацией ответов на базовые вопросы.
— Какова сфера применения качественных исследований в современной социологии?
— Возможности качественных методов разнообразны, их можно использовать как на разных стадиях исследования, так и полностью делать работу на их основе. Многие считают, что основная часть того, что социологи хотят знать, может быть исследована только через непосредственное вовлечение исследователя в поле. Качественное исследование адекватно при изучении изменений, инноваций, позволяя учитывать новые тенденции развития в начальной стадии их становления или — когда тема подразумевает узнавание, понимание, описание отдельных «жизненных миров». Оно также может использоваться для изучения не закрепленного в пространстве социального опыта, при котором интенсивное интервьюирование и наблюдение — единственный способ получения доступа к опыту. Только с помощью качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми. Применение качественной стратегии с ее возможностью обеспечить понимание происходящих процессов, безусловно, актуальна и востребована в условиях современного динамичного общества, когда меняется система ценностей, а слова порой теряют свой привычный смысл.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Мровчински Рафаэль
Оберемко Олег Алексеевич
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.