• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ завершилась вторая программа ПК по преподавательскому мастерству

Ее слушателями стали вузовские и школьные преподаватели из Майкопа, Москвы и Владивостока. Первую неделю они обучались очно — посещали занятия экспертов по преподавательскому мастерству в Высшей школе экономики, а вторую неделю — дистанционно в своих регионах. На итоговой аттестации они представили обновленные версии своих учебных курсов.

Программу повышения квалификации «Мастерская по преподаванию» разработало Управление образовательных инноваций и специальных международных программ НИУ ВШЭ, которое более семи лет реализует внутриуниверситетский проект «Teach4HSE / Преподаем в Вышке». Это уже вторая программа по преподавательскому мастерству для внешних слушателей, первая завершилась в феврале этого года.

В рамках очной части программы занятия были посвящены таким темам, как педагогический дизайн, современные подходы к проектированию учебного курса, в том числе в смешанном формате, организация командной и групповой работы студентов, стратегии обучения в современном университете с позиции студента, формирующее и итоговое оценивание, ИИ в работе преподавателя.

Занятия провели директор по развитию преподавательского мастерства Андрей Дементьев, профессор Института образования Елена Чернобай, доцент Института образования Мария Лытаева, руководитель Центра образовательных технологий МИЭФ Наталия Колядина, доцент факультета социальных наук Милана Хачатурова, доцент Высшей школы бизнеса Ольга Зеленова, доцент факультета экономических наук Сергей Кузубов.

В рамках заочной части программы слушатели консультировались с преподавателями Вышки дистанционно и готовили обновленные версии своих учебных курсов. Защита итоговых работ состоялась онлайн, и каждый выпускник программы получил удостоверение о повышении квалификации НИУ ВШЭ.

Две команды

Обучение в мастерской прошла команда преподавателей Адыгейского государственного университета (АГУ). По инициативе ректора университета Дауда Мамия в Вышку были направлены восемь человек во главе с директором департамента образовательной политики АГУ, заведующей кафедрой философии и социологии Надеждой Ильиновой.

«В рамках программы “Приоритет-2030” в нашем университете стартовал проект “Педагогический драйв: академия будущего преподавателя”, участниками которого стали одиннадцать молодых коллег. Семь из них, представляющих разные научно-образовательные кластеры, повысили квалификацию в Высшей школе экономики. По итогам занятий в мастерской они усовершенствовали свое преподавательское мастерство и провели редизайн курсов, которые читают в паре с ведущими профессорами», — пояснила Надежда Ильинова.

Валерия Филатова, Елена Ларькина, Анна Гриценко, Оксана Черненко
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Еще одна команда представляла Владивостокский филиал Российской таможенной академии (РТА). В Вышке прошли обучение декан экономического факультета Елена Ларькина, старший преподаватель кафедры экономики таможенного дела и управления Валерия Филатова и доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, ответственный за руководство и организацию работ на кафедре, Анна Гриценко. Инициатором командировки стала и.о. проректора-директора Владивостокского филиала РТА Валентина Шевкунова.

По итогам обучения все три члена команды выполнили проекты по редизайну своих учебных курсов. Елена Ларькина отметила, что имеет большой опыт преподавания таможенной статистики на разных факультетах филиала, так что ей было особенно интересно проводить редизайн курса с учетом особенностей студенческого контингента. В частности, были намечены планируемые результаты обучения в соответствии с таксономией Блума, подготовлена стратегия формирующего оценивания, определены формы и интенсивность обратной связи, предложены цифровые образовательные технологии, обеспечивающие обратную связь, разработаны виды формирующего контроля.

В числе принципиальных моментов, подлежавших переработке, она назвала разделение самостоятельной работы на онлайн- и офлайн-форматы, проведение формирующего контроля, методические подходы к организации групповой и командной учебной работы и другое.

О содержании программы

Слушатели высоко оценили содержание программы, отметив ее насыщенность, глубину и новизну.

«У меня достаточно серьезный опыт преподавательской деятельности, но очень немногое из того, что я услышала за две недели, мне было знакомо ранее. В какие-то моменты задумывалась: как же я могла продержаться на плаву столько лет, не зная таких ключевых вещей?» — делится Надежда Ильинова. По ее мнению, это касается не только теории педагогики и образовательных технологий, но и уникальных наработок Высшей школы экономики. Например, слушателей особенно заинтересовала тема инфляции оценок.

Жанна Бзадже (слева) и Надежда Ильинова (во втором ряду)
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Ассистент кафедры философии и социологии АГУ Жанна Бзадже рассказывает, что темой повышения качества преподавания заинтересовалась еще в студенческие годы и теперь, во время обучения в Вышке, ознакомилась с конкретными инструментами, которые можно сразу применить на практике. Особенно ее привлекла тема ИИ. «Это наше обозримое будущее. Без понимания новых технологий современный преподаватель не сможет быть успешным», — считает она.

Мастерскую по ИИ вел Сергей Кузубов, и одной из его фишек стала демонстрация примеров использования ИИ. Например, он показал, как с помощью ИИ реставрировал и «оживил» фотографию своей прапрабабушки, которая теперь произносит текст на видео, словно живой человек, и точно так же преподаватель философии может «оживить» изображение Шопенгауэра, чтобы заинтересовать студентов. На факультете экономических наук Сергей Кузубов преподает финансовый учет и отчетность, а технологии ИИ для учебного процесса освоил самостоятельно с нуля.

Сергей Кузубов
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Как любой преподаватель, я сталкиваюсь с огромным количеством рутинных задач — составлением учебных планов, программ дисциплин, конспектов лекций, презентаций, и во всем этом мне помогает искусственный интеллект. Также он помогает поддерживать обратную связь со студентами и проверять их работы вплоть до дипломных. Вручную проверять, соответствуют ли большие математические модели нужным параметрам, долго и сложно, а искусственный интеллект сразу выдает результат», — рассказал Сергей Кузубов.

О лекторах

Слушатели отметили высокий профессионализм лекторов, каждый из которых смог их увлечь своей темой.

«Лекторы работали на достижение общей цели и учитывали особенности аудитории. Сергей Анатольевич Кузубов на первом занятии по своей тематике поинтересовался, что нам известно об ИИ и какими инструментами мы уже владеем. Оказалось, что уровень у слушателей программы весьма разный — от начального до продвинутого, и он исходил из этого в дальнейшей работе», — отмечает Елена Ларькина.

Жанна Бзадже (в центре)
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Надежда Ильинова добавляет, что лекторы охотно делились со слушателями своими профессиональными наработками: «Мария Александровна Лытаева рассказывала о смешанном обучении, о дистанционных курсах, которые сама создала, о внедрении магистерской программы в Кабардино-Балкарском государственном университете и о других кейсах. Это очень интересный опыт, хотелось бы что-нибудь подобное разработать в будущем».

Вернувшись в свои университеты и защитив итоговую работу, слушатели намерены делиться с коллегами полученными знаниями о современных методах преподавания. Елена Ларькина уточнила, что во Владивостокском филиале РТА для повышения профессионального уровня ППС, научно-педагогического и учебно-вспомогательного персонала организована профессиональная подготовка работников. В рамках этой подготовки есть возможность ознакомить коллег с теми новыми методиками, новыми подходами к педагогическому редизайну учебных курсов, с которыми слушатели познакомились в Вышке. А в АГУ планируется запустить обсуждение наиболее актуальных вопросов преподавательской деятельности.

О мотивации и рефлексии

«На занятиях мы много говорили о мотивации студентов и о способах ее повышения. Но мотивация преподавателя не менее значима. То, что нас направили на повышение квалификации в Высшую школу экономики, ее сильно повышает. Молодым преподавателям важно видеть, что университет в нас заинтересован и возлагает на нас надежды, которые мы должны оправдать по результатам обучения — привнести новое в образовательный процесс», — говорит Жанна Бзадже.

По мнению Сергея Кузубова, все слушатели проявили высокую заинтересованность в предмете, живо реагировали на предложенный материал и охотно осваивали новое.

«На этот раз в одной группе занимались преподаватели из разных регионов России с разным опытом работы в образовательных организациях, с разным педагогическим стажем — буквально от одного месяца до тридцати лет. И мы стали свидетелями уникального эффекта, когда старшие коллеги могли отрефлексировать свой опыт, а младшие получали новые знания и наблюдали за их рефлексией, активно включаясь в обсуждение», — говорит директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко.

По ее мнению, такой подход наверняка повысит отдачу от программы, потому что мастерство преподавателя формируется в том числе во взаимодействии с коллегами из разных школ и университетов, представляющих разные специальности. «Надеюсь, что инновации и рефлексия преподавательского опыта помогут нашим выпускникам не только удержать, но и повысить качество образования в своих университетах», — заключила Оксана Черненко.

Валентина Шевкунова, и.о. проректора-директора Владивостокского филиала Российской таможенной академии

— Российская таможенная академия и ее филиалы обеспечивают подготовку специалистов таможенных органов в соответствии с Программой развития государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия» на 2023–2030 годы. Программой определены ключевые задачи формирования кадрового потенциала таможенных органов, обеспечения качества непрерывной практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров с учетом потребностей ФТС России.

Процесс обучения должен быть гибким, динамичным, практико-ориентированным, учитывать региональные особенности и специфику территориального размещения таможенных органов, структуры товарооборота. Возникает необходимость постоянного поиска новых подходов в реализации образовательной деятельности Российской таможенной академии и ее филиалов и решении ключевых задач, среди которых — разработка и совершенствование конкурентоспособных образовательных программ с учетом требований ФТС России.

В связи с этим повышение квалификации по программе «Мастерская по преподаванию» в НИУ ВШЭ преподавателями Владивостокского филиала Российской таможенной академии стало хорошей возможностью освоить методы современного преподавания с использованием образовательных инноваций и техник продвинутой коммуникации со студентами, улучшить профессиональные навыки по созданию и редизайну учебных курсов, обучиться эффективным техникам организации учебных занятий с использованием медиатехнологий и искусственного интеллекта в интерактивной образовательной среде.

Вам также может быть интересно:

Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности

С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.

Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования

В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.

Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире

Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.

Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке

Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».

НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве

Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.

Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО

НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.

На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды

Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».

Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах

Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.

На Международной летней школе в КНР Вышка поделилась опытом изучения городских стратегий

На фоне усиления глобальной геополитической и технологической конкуренции ведущие китайские вузы Чжэцзянский университет международных исследований и Пекинский университет организовали совместную Международную летнюю школу. Центральной ее темой стало изучение глобальных региональных и городских стратегий развития. Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ принял участие в работе школы.

ВШЭ и Московский аналитический центр объединят усилия в сфере ИИ

НИУ ВШЭ подписал соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Московский аналитический центр». Документ закрепил намерение сторон развивать совместные исследования и внедрять технологии искусственного интеллекта в управление городским хозяйством.