• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рынок миллиарда возможностей: в Вышке рассказали, как вести бизнес в Индии

Рынок миллиарда возможностей: в Вышке рассказали, как вести бизнес в Индии

© iStock

Стремительный рост экономики и преимущественно молодое население Индии создают беспрецедентные возможности для российского бизнеса. Чтобы добиться успеха на этом рынке, необходимо понимание его внутренней неоднородности, культурных и правовых нюансов. Этим вопросам была посвящена бизнес-сессия «Индия: рынок миллиарда шансов. Как добиться успеха», организованная экспертным клубом программы «Восточная перспектива» факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

География успеха: куда идти в первую очередь?

Дмитрий Чубаров

Открывая сессию, Дмитрий Чубаров, заместитель директора Дирекции по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ, подчеркнул фундаментальный парадокс индийского рынка: колоссальный потенциал соседствует с огромными внутренними различиями. «Индия — это не монолит, а лоскутное одеяло из множества национальностей, религий, культур и уровней экономического развития», — отметил он, обращаясь к ключевому вопросу выбора локации.

Ольга Харина, ведущий индолог факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ и преподаватель программы «Восточная перспектива», выделила наиболее благоприятные регионы для старта российского бизнеса. Безусловный лидер по привлекательности — это штат Гуджарат, расположенный на западе страны. Столица штата, Ахмедабад, известна своей бизнес-ориентированностью. Здесь созданы комфортные условия для предпринимателей: лояльное законодательство, политическая стабильность, активная поддержка бизнеса правительством штата. Гуджарат — признанный центр финтеха и обладает сильной образовательной базой. Это оптимальный выбор для большинства направлений бизнеса.

Также весьма привлекателен для бизнеса штат Карнатака — южная «Кремниевая долина» Индии со столицей Бангалором. Это мировой хаб IT, цифровых технологий и инновационных стартапов. Регион идеален для компаний, работающих в сфере высоких технологий, разработки ПО, R&D.

Ольга Харина

Эксперт также предупредила о регионах с повышенными рисками. Это крупнейший по населению штат Уттар-Прадеш, но там ограниченный доступ к цифровым ресурсам и высокий уровень бюрократии и коррупции. Штат Бихар отличается нестабильностью местных правительств, что создает дополнительные сложности для ведения бизнеса.

«Российскому предпринимателю, стремящемуся минимизировать риски и финансовые потери, я настоятельно рекомендую начинать свой путь в Индии с успешных штатов, таких как Гуджарат или Карнатака, где уже отработаны механизмы поддержки иностранного бизнеса», — резюмировала Ольга Харина.

Золотые жилы: какие отрасли Индии наиболее перспективны для россиян?

Отвечая на вопрос Дмитрия Чубарова о привлекательных секторах, Ольга Харина выделила несколько направлений с высоким потенциалом для российских компаний.

Во-первых, это агроиндустрия и пищевая промышленность. Значительная часть населения Индии занята в сельском хозяйстве. Остро востребованы решения по повышению урожайности, устойчивости культур и цифровизации АПК. Отдельная ниша — производство и экспорт популярных российских продуктов — мороженого, торта «Медовик», конфет «Аленка», — а также организация производства в Индии замороженных фруктов, ягод и желе для поставок как на внутренний рынок, так и в Россию.

Во-вторых, это медицина и здравоохранение. Огромный дефицит врачей на фоне численности населения создает спрос как на традиционные медицинские услуги, так и на инновационные решения в области телемедицины и онлайн-консультаций, включая психологическую помощь.

© iStock

Третье направление — это туризм. Перспективно развитие въездного туризма (привлечение индийских туристов в РФ), создание и продвижение специализированных турагентств и онлайн-платформ, ориентированных на индийского путешественника.

Четвертый трек — образование. В Индии растет интерес к изучению русского языка и литературы. Существует потенциал для образовательных программ, курсов и онлайн-платформ.

Кроме того, большие возможности есть для потребительского сегмента, в том числе для производителей одежды из традиционных тканей с хорошим соотношением цены и качества, экологичных товаров (например, свечей и мыла с уникальными природными ароматами), зубной пасты и бытовой химии, конкурентоспособных по цене, продуктов питания, адаптированных под местные вкусы.

Мастерство продвижения: как завоевать индийского потребителя?

Успех на рынке требует понимания особенностей коммуникации и маркетинга. Так, английского языка достаточно для работы с крупным и средним бизнесом в развитых штатах, но в регионах с доминированием местных языков (телугу, бенгали, тамильский и др.) необходима адаптация продуктов, их перевод и маркетинг на национальном языке. «Это будет значительным конкурентным преимуществом», — отметила Ольга Харина.

Также стоит учесть, что индийский потребитель воспитан на ярких образах Болливуда. Ключевое значение имеют визуальное восприятие, яркая упаковка и четкое позиционирование уникальных преимуществ продукта (качество, польза, доступная цена) — яркая реклама важна для всех. При этом молодежная аудитория (основной демографический пласт) активна в социальных сетях и видеохостингах и подвержена влиянию инфлюенсеров и блогеров.

© iStock

Важно учитывать значительный разброс в доходах. Для менее обеспеченных слоев и среднего класса критично сочетание цены и качества. Городские жители избалованы онлайн-сервисами (доставка товаров, еды, такси), активно пользуются соцсетями, доверяют инфлюенсерам. Сельские жители более чувствительны к цене, требуют информации на местном языке, ценят и активно поддерживают локальную продукцию (специи, овощи, ремесленные товары). Примечательно, что даже мелкие сельские торговцы активно используют цифровые платежи (QR-коды).

В Индии крайне широко распространены как международные (Amazon), так и национальные (Flipkart) и даже региональные маркетплейсы и цифровые платформы. Продвижение через них, а также через сервисы доставки еды (Swiggy, Zomato) — эффективная стратегия. Выбор площадки требует тщательного изучения целевой аудитории.

Стратегии входа: как начать и не прогореть?

Ольга Харина предостерегла от попыток самостоятельного выхода на рынок без глубокого понимания специфики: «Подавляющее большинство таких попыток терпит фиаско и сопряжено с высокими рисками, включая финансовые и репутационные потери». Она предложила два основных надежных пути.

Первый и наиболее предпочтительный вариант — это создание совместного предприятия. Поиск проверенного, надежного местного партнера, хорошо знающего специфику своего региона/отрасли, лоббирующие возможности и государственные программы поддержки (налоговые льготы, финансовая помощь). Надежных партнеров следует искать через официальные каналы: торгпредства, отраслевые ассоциации, рекомендации экспертов программы «Восточная перспектива». «Если хотите надежности, нельзя доверяться первому встречному. Мошенничество широко распространено», — подчеркнула эксперт.

Второй путь — наем местного консультанта-агента. Человек, который не является партнером по бизнесу, но обладает глубокими знаниями местного рынка, связями в правительстве конкретного штата и пониманием подводных камней. Он поможет разобраться в программах поддержки, особенностях регистрации и ведения дел.

Ключевые риски, которые нельзя игнорировать:

  1. Мошенничество. Очень высокие риски при выборе партнеров или поставщиков вслепую.
  2. Налоговая и регуляторная сложность. Налоги, трудовое законодательство, уровень зарплат сильно разнятся от штата к штату. Требуется детальное изучение.
  3. Зависимость от поставщиков. Крайне рискованно полагаться на одного поставщика. Необходима диверсификация контрагентов и наличие запасных вариантов.
  4. Ожидание быстрой прибыли. Индия — рынок долгосрочных инвестиций. Расчет на быструю отдачу почти гарантированно приведет к разочарованию. Нужно быть готовым к длительной работе и проработке разных моделей.
  5. Культурные и управленческие различия. Методы, работающие в Европе или России, могут быть неэффективны или даже вредны в Индии.

«Восточная перспектива»: инструментарий для взвешенного входа на рынок

Профессор Наталья Гусева, научный руководитель программы «Восточная перспектива», подробно рассказала, как программа готовит предпринимателей к вызовам индийского рынка. Прежде всего программа построена на опыте экспертов, которые сами вели или консультировали бизнес в Индии: бизнес-коучей, руководителей российских и международных компаний, представителей торгово-промышленной секции посольства Индии в РФ.

Наталья Гусева

Во время обучения слушатели разбирают реальные кейсы успешных и проблемных историй выхода российских компаний на индийский рынок. «Лучше получить критику и негативный отзыв на этапе обучения, чем понести реальные финансовые потери», — отметила Наталья Гусева. Также под руководством экспертов слушатели подготовят детальный план выхода своего бизнеса (или товара/услуги) на индийский рынок.

Кроме того, программа дает конкретные рекомендации по защите собственности, гибкой адаптации бизнес-моделей к изменениям законодательства и минимизации рисков.

Слушатели программы получают структурированные знания по:

 национальной экономике, потенциалу рынка и ключевым игрокам;

 политической, законодательной и регуляторной среде (от регистрации до налогов);

 специфике бизнес-моделей и менеджмента в Индии;

 анализу спроса и конкурентной среды;

маркетинговым стратегиям для индийского потребителя.

Формат программы сочетает мастер-классы для интерактивного общения с экспертами и онлайн-защиту разработанных проектов. Уникальный бонус — установление рабочих контактов с экспертами и потенциальными надежными партнерами в Индии.

«Вы получите весь необходимый пласт знаний, чтобы взвесить все за и против, понять свои реальные конкурентные преимущества на этом рынке и принять осознанное решение, стоит ли вам туда идти, и если да, то как это сделать максимально безопасно и эффективно», — подвела итог Ольга Харина.

В завершение сессии Дмитрий Чубаров пригласил заинтересованных предпринимателей записаться на личные консультации с руководителями программы «Восточная перспектива» для детального обсуждения возможностей и персональных стратегий выхода на динамичный рынок Индии.

Подробно познакомиться с программой «Восточная перспектива» можно по ссылке.

Вам также может быть интересно:

«Нужно иметь знания, навыки и компетенции, чтобы построить успешный бизнес на рынках Востока»

Экспертный клуб НИУ ВШЭ «Восточная перспектива» провел первое мероприятие — бизнес-сессию, посвященную запуску и развитию успешного бизнеса в Индии. Клуб был создан экспертами Вышки для обсуждения инструментов, трендов и инсайтов по сотрудничеству России со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Перед участниками выступили эксперты, имеющие многолетний успешный опыт работы на индийском рынке в интересах крупнейших мировых корпораций.

Карта сокровищ страны миллиарда шансов

23 января состоится первое мероприятие экспертного клуба НИУ ВШЭ «Восточная перспектива» — бизнес-сессия, посвященная запуску и развитию успешного бизнеса в Индии. Ведущие мировые эксперты сегодня называют эту страну рынком миллиарда шансов. Спикеры представят слушателям пять главных шагов при изучении рынка, топ-3 эффективных стратегий и географию самых перспективных отраслей и возможностей.

«Создать прочные связи»: Вышка расширяет горизонты образовательного сотрудничества с Индией

Представители Института образования ВШЭ посетили ведущие индийские вузы — Делийский университет, Университет Джавахарлала Неру, Глобальный университет О.П. Джиндала, а также несколько научных центров. Сотрудники Высшей школы экономики провели гостевые лекции, посвященные системе образования в России, ее особенностям и возможностям для иностранных студентов. Визит был нацелен на укрепление академического сотрудничества между странами.

«Сотрудничество позволит расширить академическое партнерство и усилить отношения России и Индии»

НИУ ВШЭ первым из российских вузов подписал соглашение о сотрудничестве с Индийским технологическим институтом Бомбея (IIT Bombay). Высшая школа экономики и ведущий вуз Индии заключилидоговор о сотрудничестве для проведения совместных исследований и развития академических и культурных взаимоотношений. Подписи на документе поставили директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая и руководитель IIT Bombay Субхасис Чаудхури.

Нина Гупта выступила на сотом семинаре по алгебраическим группам преобразований ФКН ВШЭ

Выдающийся индийский математик профессор Нина Гупта выступила с докладом на юбилейном, сотом семинаре по алгебраическим группам преобразований, организованном Научно-учебной лабораторией алгебраических групп преобразований факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ. Работой семинара, который НУЛ проводит регулярно с 2020 года, руководят заведующий лабораторией, декан ФКН профессор Иван Аржанцев и старшие научные сотрудники лаборатории Сергей Гайфуллин и Александр Перепечко.

НИУ ВШЭ открыл научно-исследовательский хаб в Делийском университете

Высшая школа экономики и Делийский университет заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве и совместных действиях. Также в рамках договора в вузе-партнере из Индии начнет работать большой научно-исследовательский хаб.

«Цель сотрудничества Вышки и индийских университетов — достойное будущее наших стран»

11 апреля в Нью-Дели открылся Российско-индийский образовательный саммит, который объединяет университеты России и Индии. В церемонии открытия приняли участие чрезвычайный и полномочный посол РФ в Индии Денис Алипов, замминистра просвещения РФ Денис Грибов, заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов, представители индийских и российских вузов, включая делегацию Высшей школы экономики.

«Давайте сегодня радоваться жизни»

В конце марта в кампусе университета на Покровском бульваре состоялся фестиваль красок Холи, организованный Дирекцией по интернационализации по инициативе Индийского клуба ВШЭ. Праздник прошел совместно с Культурным центром им. Джавахарлала Неру при посольстве Индии в Москве.

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

«Нам удалось ухватить разнообразный ландшафт высшего образования в Индии»

Делегация НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург посетила индийские вузы. Представители питерской Вышки побывали в восьми университетах, провели 11 встреч с руководством, преподавателями и научными сотрудниками. Участники поездки рассказали о впечатлениях, достигнутых договоренностях, культурных особенностях Индии.