• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему одни студенты учатся успешнее других

5 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась сессия «Успешность обучения в вузах» секции «Развитие образования». О том, какие факторы влияют на успеваемость российских студентов, рассказали эксперты НИУ ВШЭ.

Тревожность — залог успеха?

К оценке личностных характеристик человека можно подходить с разных позиций. Но наиболее универсальной может считаться «большая пятерка личностных черт», описывающая базовые качества человека. Она включает в себя пять основных черт (экстраверсия, сотрудничество, добросовестность, нейротизм и открытость опыту) и довольно часто применяется в психологических исследованиях, в том числе в психологии образования.

Одно из таких исследований представила старший преподаватель факультета психологии ВШЭ Екатерина Орел в докладе «Взаимосвязь «большой пятерки» личностных черт и академической успеваемости студентов НИУ ВШЭ». Помимо пяти перечисленных черт, в исследование была включена дополнительно такая особенность человека, как «склонность к риску».

В выборку исследования попали 176 студентов 2 и 3 курсов факультетов экономики и бизнес-информатики Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ. Использованные методики включали опросник, диагностирующий «большую пятерку», адаптированный под студентов опросник на склонность к риску, в качестве показателей успеваемости были взяты средние баллы оценок за обучение, а также балл ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию.

Авторы провели статистический анализ нескольких видов. По результатам корреляционного анализа оказалось, что существует статистически значимая связь между баллами по шкале «нейротизм» и ЕГЭ по математике, обществознанию и русскому языку. Также связь обнаружилась между баллами по математике и обществознанию и такой чертой, как «согласие».

По итогам регрессионного анализа выяснилось, что из всех пяти факторов статистически значимая связь имеется между баллами ЕГЭ и такими чертами, как «интроверсия» и «открытость опыту», особенно сильна эта связь с баллами ЕГЭ по обществознанию, что, по словам докладчика, весьма логично. Результаты регрессионного анализа также показали, что личностные черты «интровесия» и «открытость опыту» могут довольно неплохо предсказывать текущую успеваемость студентов нижегородской Вышки.

А вот склонность к риску, как оказалось, отрицательно связана со средним баллом студентов за все время обучения.

И о чем же все это говорит? Полученные результаты означают, что наиболее успешными становятся, как ни странно, тревожные молодые люди. По всей видимости, для них действительно важны их оценки, они волнуются за свою учебу, а потому и трудятся лучше всех. Вероятность, что студент будет получать хорошие отметки, повышают и такие качества, как бесконфликтность и стремление к кооперативному поведению. Наконец, осторожность и нежелание понапрасну рисковать также положительно сказываются на успеваемости.

По мнению докладчика, полученные выводы могут объясняться особенностью среды, в которой живут и учатся студенты НИУ ВШЭ, но эта гипотеза требует более детального изучения.

 

Скажи, как учится твой сосед, и я скажу, кто ты

Директор Института институциональных исследований, проректор ВШЭ Мария Юдкевич в докладе «Эффекты сообучения в «жестких» образовательных программах» представила результаты совместной с ее коллегами из ВШЭ Олегом Польдиным и Григорием Андрущаком работы.

Исследователи на данных о студентах Высшей школы экономики изучили частный случай эффекта среды — так называемый «эффект сообучения». Проявляется этот эффект в том, что на результаты учащегося оказывают влияние не только его характеристики и усилия, прилагаемые в учебе, но и характеристики и действия студентов группы, в которой он учится. Как это происходит? Когда мы учимся, нас учат не только книги и преподаватели, но и однокурсники. Если мы общаемся с товарищами умнее себя, то при прочих равных наши собственные успехи в учебе могут повыситься. Можно вместе готовиться к заданиям, разбирать непонятый материал. Да и сам преподаватель в зависимости от того, с какой группой он работает, сильной или слабой, будет учить быстрее или медленнее, с определенным набором преподавательских техник. Наконец, существует еще и рейтинговая система, и то, как студент соотносит себя с сокурсниками, может сподвигнуть его учиться упорнее или наоборот сдаться, решив, что их ему никогда не догнать…

Эмпирически оценить «эффект сообучения» очень сложно, потому что всегда есть какие-то дополнительные факторы, которые невозможно увидеть и просчитать, есть личный выбор студента что-то делать или не делать, который «смазывает» «эффект сообучения»... Справится с этими проблемами, по словам докладчика, можно в основном двумя способами. Во-первых, посмотреть на соседей студента. Если сосед — «ботаник», это одно, «а если сосед после пар предпочитает расслабиться и попить пиво, то и наш студент скорее всего тоже учебник закроет»… Другой способ — изучать студентов, которые учатся на жестко детерминированных программах, что вполне реализуемо в российской системе образования, особенно на младших курсах вузов.

Особенностью образовательных программ НИУ ВШЭ является то, что большинство курсов 1 и 2 годов обучения обязательны, и студенты закреплены за определенными группами, административно формирующимися перед началом обучения. Как показывают опросы, студенты в основном общаются в рамках своих учебных групп. Все это позволяет выделить и измерить «эффекты сообучения».

Исследователи проводили оценку линейных и нелинейных «эффектов сообучения». В итоге им удалось обнаружить специфический нелинейный эффект сообучения, например, в случае с оценками по микроэкономике. Эффект проявился в том, что наличие в группе студентов с высокими баллами ЕГЭ по математике положительно влияет на обучаемость всех студентов, но особенно на тех, у кого оценки по математике и так высокие. То же самое с макроэкономикой. А в таких дисциплинах, как матанализ или дифференциальные уравнения, «эффекты сообучения» оказываются незначимыми. Авторы объясняют это тем, что к подобным предметам студенты приходят без какого бы то ни было багажа знаний из школы, и тем, что здесь важней личные способности и усилия каждого студента.

Наконец, был оценен вклад «эффектов сообучения» в суммарный балл за весь первый курс. Оказалось, что на учебу сильных студентов влияет как средний балл ЕГЭ по математике в его группе, так и наличие в группе людей с высокими баллами по математике.

Тем не менее, пока открытым остается вопрос, как именно распространяется «эффект сообучения». Учатся ли студенты лучше, потому что им стыдно, если они хуже своих более успешных сокурсников, или им просто помогает присутствие сильных однокашников — непонятно. Этот вопрос требует дальнейшего изучения. Подводя итоги своего выступления, Мария Юдкевич заметила, что представленный доклад — это первое в России эмпирическое исследование «эффекта сообучения» в вузах.

 

Пророческая сила ЕГЭ

Заместитель директора Международного института экономики и финансов (МИЭФ) Олег Замков представил доклад на тему «Оценки ЕГЭ как индикатор последующих академических успехов студентов международной программы по экономике». Это исследование включает в себя данные наборов в МИЭФ с 2009 по 2011 год и ставит своей целью проанализировать зависимость успехов студентов МИЭФ по основным дисциплинам первого курса (статистика, матанализ и микроэкономика) от их результатов ЕГЭ. Кроме того, в анализ были добавлены показатели эффективности усилий студентов уже в ходе обучения, то есть результаты текущего контроля знаний, а также результаты олимпиад, индивидуальные и другие характеристики (пол, регион и прочие).

Для набора студентов 2009 года значимыми для последующего обучения в МИЭФ оказались результаты ЕГЭ по русскому языку и математике. В 2010 году качество оценок ЕГЭ как предикторов успеваемости студентов в вузе несколько снизилось, особенно низкой была предсказательная способность результатов ЕГЭ по английскому языку, несмотря на то, что обучение в МИЭФ ведется именно на английском. Как раз тогда в СМИ прошла широкая дискуссия о том, что качество ЕГЭ снижается, и баллы по экзаменам становятся все менее показательными… Однако в 2011 году ситуация улучшилась. И это отчетливо видно по результатам представленного исследования. Оценки по русскому языку, наряду с математикой, вновь оказались хорошими предикторами успешности студентов по статистике и микроэкономике, а результаты ЕГЭ по английскому стали значимы для всех трех главных предметов на первом курсе МИЭФ.

Кроме того, по результатам анализа экзаменов МИЭФ в декабре 2011 выяснилось, что победители и призеры олимпиады ВШЭ по экономике получают в среднем на 10-12 баллов (из 100) больше, чем другие студенты с теми же оценками ЕГЭ. То есть победа студента на олимпиаде отражает его последующую мотивацию к учебе в МИЭФ. Но особенно неожиданным оказались результаты анализа по переменной «пол», которая обычно оказывается незначимой. По словам докладчика, юноши при прочих равных имеют значимо более высокие оценки, чем девушки. Можно предположить, что молодым людям есть что терять, и они получают на 4 балла (из 100) больше девушек, чтобы избежать негативных армейских последствий…

Однако после добавления в регрессионную модель оценок за промежуточные экзамены МИЭФ в марте-апреле 2012 года стало ясно, что к концу учебного года постепенно «съедается» вклад оценок ЕГЭ как индикатора знаний при поступлении, и во все большей мере усиливается роль мотивации студентов, эффективности их усилий по освоению программы.

Еще один интересный вывод, которым поделился Олег Замков, связан с региональными характеристиками студентов. Некоторые исследования показывали, что «региональный вклад» оказывался порой значимым. Однако применительно к результатам студентов МИЭФ оказалось неважно, из какого региона приехали студенты. Таким образом, оценки ЕГЭ хоть и не являются идеальными предикторами будущей академической успешности, все же позволяет более или менее точно спрогнозировать, как будут учиться студенты.

 

Такие разные отчисления

Аналитики Центра внутреннего мониторинга ВШЭ Елена Колотова и Иван Груздев представили доклад «Исследование феномена отчислений студентов в российских вузах». Исследование проводилось на студентах НИУ ВШЭ и состояло из трех этапов. Прежде всего, авторы пытались оценить масштаб отчислений и влияние различных факторов на вероятность этого печального события. С помощью серии интервью с отчисленными студентами авторы хотели узнать причины отчислений и понять, какие дисциплины вызывают у студентов наибольшие трудности. Наконец, был проведен онлайн опрос, чтобы выяснить распространенность причин отчислений.

Как оказалось, примерно треть студентов не завершает свое обучение в срок, но они в большинстве своем продолжают учиться, возвращаются из академических отпусков, восстанавливаются, поступают вновь. В магистратуре уровень отчислений ниже, порядка 20%, но из тех, кто все же отчисляется, доля вернувшихся значительно меньше. При этом наибольший процент отчислений приходится на летние месяцы, сразу после первого курса, — далеко не все студенты могут сдать накопившие за первый курс «долги». Кроме того, выяснилось, что наибольшему риску отчислений подвержены студенты мужского пола, учащиеся коммерческого отделения, студенты, поступившие по льготам, и иногородние. А вот победа на олимпиаде является в некотором роде предиктором того, что студента не отчислят…

Стоит отметить, что в категорию отчисленных попадают как студенты, которые ушли по своей воле, так и принудительно отчисленные. Очевидно, что причины этих событий весьма разнятся. 25 нарративных интервью со студентами с различных факультетов показали, что студентов бакалавриата чаще именно отчисляют. А вот магистры предпочитают уйти добровольно.

Бакалавров в основном отчисляют за непонимание обязательности правил университета, некоторые, например, предпочитают верить «легендам», что в Вышке и с пятью «незачетами» можно продолжать учиться... Еще одна известная причина — абулия, когда студент понимает, что он должен сделать свои задания, но в силу необъяснимых и таинственных причин у него на это не хватает воли. Магистры же чаще всего бывают слишком заняты вне ВШЭ или просто осознают, что в данный момент учиться им не хочется, а потому лучше уйти.

Эпопея с отчислениями для бакалавров и магистров заканчивается тоже совершенно по-разному. Магистры не очень расстраиваются и пытаются переключиться на что-нибудь другое. А вот бакалавры переживают отчисление как личную трагедию и срочно хотят снова начать учиться.

 


Презентации к докладам:

Взаимосвязь «большой пятерки» личностных черт и академической успеваемости студентов НИУ ВШЭ

Эффекты сообучения в «жестких» образовательных программах

Оценки ЕГЭ как индикатор последующих академических успехов студентов международной программы по экономике

 

Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».