Социология: репутация превыше всего
17 февраля в ГУ-ВШЭ прошла конференция "Современные проблемы формирования методного арсенала социолога", посвященная памяти первого декана факультета социологии нашего университета Александра Крыштановского.
Конференция была организована кафедрой методов сбора и анализа социологической информации при активном содействии факультета социологии ГУ-ВШЭ, дирекции по корпоративным делам компании "Нестле России и Евразии" и ООО "Евраз Холдинг". Своими впечатлениями о конференции поделились декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко и заведующая кафедрой методов сбора и анализа социологической информации Юлиана Толстова.
— Александр Юльевич, каковы были основные цели конференции?
— Мы провели третью ежегодную конференцию, посвященную первому декану, который основал факультет социологии в Вышке, Александру Олеговичу Крыштановскому, и, соответственно, приурочена она была к его дню рождения. В свое время, после его трагического ухода из жизни, мы думали о том, как сохранить память об этом замечательном человеке, и одной из идей было проведение конференции по социологическим методам в маркетинге. Тематика эта выбрана неслучайно — Александр Олегович значительную часть своей профессиональной деятельности посвящал именно методам на зарождавшемся в конце 1980-х — начале 1990-х годов рынке маркетинговых исследований. Нужно сказать, что очень большую организационную роль здесь сыграла кафедра методов сбора и анализа социологической информации, которую раньше возглавлял Крыштановский, его друзья, соратники, скажем, заведующая кафедрой Юлиана Толстова, другие сотрудники.
Если же говорить о "прикладных" целях проведения конференции, то, во-первых, это — создание площадки, на которой профессиональные социологи и маркетологи-практики могли бы обмениваться опытом. Мы должны реагировать на запросы рынка и реорганизовывать каким-то образом структуру наших учебных курсов, связанных с методами сбора, анализа и интерпретации социологических данных в количественных исследованиях.
Вторая цель — формирование некоторых стандартов в отрасли. Не секрет, что маркетинговые исследования в России развиваются опережающими темпами, кадров не хватает, очень часто в основу тех или иных маркетинговых исследований ложатся весьма упрощенные представления о возможностях сбора и анализа данных, что вредит как реноме всего рынка маркетинговых исследований, так, рикошетом, и репутации социологов. Потому что в общественном сознании грани между социологом и маркетологом не существует, о нас судят главным образом по тем близким нам по профилю коллегам, которые проводят разного рода исследования рынков, эффективности рекламы и так далее. По этим причинам мы и поддерживаем проведение этой конференции.
— На ней большое внимание уделялось и методикам преподавания…
— Да, помимо того, что круглый стол был посвящен обмену практическим опытом, на нем также затрагивались вопросы, связанные с преподаванием методов в социологии. Осенью в ходе Всероссийского социологического конгресса были сессии и секции, посвященные методам анализа социологических данных, в рамках которых наши коллеги задавали тон. На нынешней конференции эта линия была продолжена, потому что сейчас перед нами стоит задача перехода на стандарты третьего поколения в высшем профессиональном образовании. Проект новых стандартов преподавания подготовлен социологами ведущих российских вузов, в том числе из ГУ-ВШЭ, но одно дело подготовить стандарт, а другое — выработать механизмы его реализации. К нам сейчас поступает множество вопросов из различных российских вузов, где коллеги испытывают какие-то организационные, методические сложности. Я полагаю, что нынешняя конференция — одна из форм обмена опытом по вопросам реализации новых стандартов преподавания методной части.
— А каковы характерные черты преподавания социологических методов в Вышке?
— Специфика математических статистико-вероятностных методов в социологи заключается в том, что от социолога-математика требуется очень хорошее понимание тех ограничений, которые накладывает на него предмет. Так, курсы Александра Крыштановского отличались тем, что он не только показывал, как возводить "строительные леса", но и доходчиво раскрывал студентам, что при одинаковых "лесах" само здание строится совершенно по-разному, и поэтому нужно очень четко понимать, какой результат вы хотите получить. Когда к нам на магистерские программы поступают выпускники физмата, то у них в первое время вызывает оторопь то обстоятельство, насколько важна содержательная осмысленная интерпретация: одно и то же значение коэффициента может быть достаточным при анализе одних явлений и недостаточным — при анализе других. Сложность профессии социолога состоит именно в том, что нужно максимально чувствовать предмет и понимать применимость тех или иных методов. Именно такому тонкому анализу учил Александр Крыштановский и учат сегодня преподаватели кафедры методов сбора и анализа социологической информации.
Надо сказать, что на факультете социологии к чтению курсов привлекаются многие выпускники факультета, и такое сочетание опытных кадров и молодежи тоже во многом заслуга первого декана. Значительную часть курсов на факультете ведут практикующие социологи, которые строят преподавание на кейсах, примерах из профессионального опыта. Именно здесь они ищут подающих надежды студентов, которые в будущем могут стать сотрудниками представляемых преподавателями компаний.
Все наши преподаватели постоянно участвуют в реальных проектах и не теряют связи с практикой. Кроме того, со следующего года практикум по методам будет вводиться уже на втором курсе, чтобы студенты не только получали представление о существующих методах, но и использовали их для решения конкретных задач. Ну и, наконец, студенты попадают на наши базовые кафедры — кафедры ФОМа, ГФК-Русь, Левады-Центра, где они погружаются в атмосферу фабрики по производству социологических данных.
— Какой интерес представляет прошедшая конференция для студентов и абитуриентов ГУ-ВШЭ?
— Она выполняет еще одну важную роль — является своего рода сигналом и для наших студентов, и для наших возможных абитуриентов о том, что мы понимаем социологию не как некую гуманитарную науку, которая занимается общими размышлениями о превратностях человеческого общества, а как точную дисциплину. И ее задача — найти аргументы и точно зафиксировать динамику общественных процессов, сдвиги общественного мнения, динамику потребительских предпочтений… Таким образом, мы стремимся продемонстрировать здесь известную истину о том, что всякая наука становится наукой только тогда, когда она говорит языком математики, языком точных наук.
На рынке труда достаточно востребованы именно специалисты, владеющие методами в прикладном аспекте. Наши выпускники, выбирающие специализацию в области методов, не жалуются на отсутствие спроса на их услуги на рынке труда. Большинство из них работает в крупных компаниях: либо в компаниях по изучению общественного мнения, либо там, где занимаются анализом рынка и поведением потребителей. Нужно сказать, что спрос на таких специалистов не утолен, ведь, как я уже говорил, рынок маркетинговых услуг растет, и, видимо, в долгосрочной перспективе эта динамика продолжится. Естественно, такие специалисты требуются любой фирме, которая стремится организовать у себя сбор и анализ информации.
Комментарий заведующей кафедрой методов сбора и анализа социологической информации Юлианы Толстовой:
Юлиана Толстова |
В основном среди участников были преподаватели вузов, что говорит о том, что методы проведения социологических исследований интересуют университеты. В России реализуется множество инноваций в этой сфере, а социологи, несмотря на существующие проблемы, имеют явное желание встречаться, обмениваться опытом, в том числе признается необходимость проведения школ по повышению квалификации исследователей. Мы полагаем, что следует думать о проведении всероссийской конференции, посвященной социологическим методам анализа данных. На прошедшей конференции я участвовала в двух ипостасях: и как преподаватель Высшей школы экономики и представитель кафедры, и как председатель исследовательского комитета Российского общества социологов (РОС) по математическому моделированию. И мы надеемся, что при совместных организационных усилиях ГУ-ВШЭ и входящих в РОС вузов в следующем году наша конференция, посвященная памяти Александра Крыштановского, перерастет во всероссийскую конференцию по социологическим методам. Ближайшим же результатом нынешней встречи будет сборник материалов конференции, включающий подробное описание выступлений, хода дискуссий, также в него войдут все присланные тезисы, в том числе доклады тех, кто не смог присутствовать лично.
По результатам проведения конференции можно сказать, что в России существует не только потребность и практика анализа и адаптации западных методов, но и нужда в развитии и применении новых методов, более того, в российских вузах сегодня производится множество интересных разработок. Например, Анастасия Истомина из Владивостока сделала доклад по инструменту измерения дисциплинарного воздействия, Михаил Басимов представлял исследовательскую группу из Кургана, которая занимается разработками, связанными с обеспечением однородности объектов для построения регрессии, Регина Мухамадиева и Гульдар Хилажева из Уфы в своем выступлении рассказали о проблеме выбора методики при исследовании проблемы самоубийств. Я назвала всего несколько имен тех, кто участвовал в круглом столе, но интересны были все доклады.
На педагогической секции были представлены методики преподавания современных методов анализа данных, тут выступали молодые преподаватели ГУ-ВШЭ, преподаватели из других вузов Москвы, университетов Минска, Нижнего Новгорода, Кургана, Ставрополя и Саратова.
Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Виктории Силаевой
Вам также может быть интересно:
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
«Выпускники онлайн-магистратуры ВШЭ и “Яндекса” будут востребованы на горизонте многих лет»
Вышка открывает набор на совместную с “Яндексом” онлайн-магистратуру «Искусственный интеллект в маркетинге и управлении продуктом». Студенты будут изучать автоматизацию маркетинга, машинное обучение и ИИ, управление проектами и другие предметы. Академический руководитель онлайн-магистратуры, доцент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ Александр Тараканов, и академический руководитель со стороны “Яндекса”, эксперт в сфере маркетинговых образовательных технологий Дмитрий Еременко, рассказали, какие задачи ИИ помогает решать бизнесу и какие специалисты потребуются рынку в будущем.
Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм
Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.
Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство
Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.
«Социология живет, если она востребована обществом»
В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.
Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-2023 пройдет в питерской Вышке
31 августа на площадке НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге состоится Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-2023. Более двадцати спикеров из ведущих университетов России представят лучшие маркетинговые практики и кейсы для высших учебных заведений. Мероприятие организовано Учебным центром подготовки руководителей питерской Вышки (Кочубей-центр) и консалтинговым агентством «Университеты и маркетинг».
Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение
Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.
Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки
Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.
Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше
Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.
Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян
Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».