Ведущие ученые ВШЭ получат гранты научного центра «Идея» на исследования в области нейронаук
Центр перспективных междисциплинарных исследований «Идея» подвел итоги конкурса 2023 года. Пятеро ведущих российских ученых, занимающихся исследованиями в области нейронаук, получат гранты на открытие аспирантских позиций для молодых ученых, желающих работать над решениями фундаментальных проблем в этой сфере. Трое из победителей конкурса — ученые из Высшей школы экономики: Маттео Феурра (НИУ ВШЭ — Москва), Анастасия Колмогорова (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург) и Софья Куликова (НИУ ВШЭ — Пермь).
Конкурс на аспирантские позиции проводится ежегодно в рамках долгосрочной десятилетней программы «Мозг» научного центра «Идея». Грантовая помощь позволит молодым ученым проводить исследования под научным руководством ведущих российских ученых — победителей конкурса. Грант обеспечит победителю возможность привлечь перспективного студента, способного показать научные результаты высокого уровня, и предоставить кандидату в аспиранты конкурентные условия работы на продолжительное время. За три года в рамках конкурса победителями признаны 29 известных ученых, заявки которых прошли строгий отбор. Их за это время было подано 112, в том числе 24 — в этом году.
Центр перспективных междисциплинарных исследований «Идея» — некоммерческая организация, ведущая свою деятельность за счет добровольных пожертвований. Миссия центра — развитие науки и технологий через создание и использование современных инструментов поддержки исследований и разработок. Приоритетное научное направление — исследования в области нейронаук. Приоритетные технологические направления — блокчейн, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальности.

Маттео Феурра, доцент Института когнитивных нейронаук Высшей школы экономики в Москве, возглавляет группу изучения моторного контроля в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ
— Мои исследовательские интересы охватывают различные области когнитивной нейронауки с особым акцентом на сенсомоторную систему и процессы памяти. Я специализируюсь на применении неинвазивных методов стимуляции мозга, таких как транскраниальная магнитная стимуляция (TMS) и транскраниальная электрическая стимуляция (TES), включая транскраниальную стимуляцию переменным током (tACS).
В дополнение к своим исследованиям я занимаюсь преподаванием и наставничеством. В Институте когнитивных нейронаук ВШЭ я преподаю магистрантам курсы «Когнитивная нейронаука» и «Передовые методы нейровизуализации», а также активно участвую в наставничестве студентов бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD. Институт когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ предоставляет исключительную исследовательскую среду и доступ к самым современным методам, которые в значительной степени поддерживают мои исследовательские усилия.
Я очень рад, что получил грант на наш новаторский проект в области кинематики и моторного планирования с использованием методов стимуляции мозга, в том числе транскраниальной магнитной стимуляции. Тема нашего исследования — «Неинвазивная стимуляция мозга и система регистрации движения, применяемые в целях исследования функционирования первичных моторной и сенсорной коры при выполнении задач планирования и выполнения движения, а также наблюдения за движением и моторного обучения».
Наше исследование направлено на то, чтобы разгадать, как мозг координирует движения, используя передовые методы, такие как транскраниальная магнитная стимуляция
Благодаря финансированию мы исследуем нейронные основы моторного планирования и изучим потенциал разработки портативных устройств для отслеживания движения. Наше исследование может принести большую пользу в реабилитации, спортивных тренировках, а также оказать помощь людям с двигательными нарушениями в их повседневной жизни.
Наш аспирант будет сотрудничать с ведущими экспертами, представлять результаты на престижных конференциях и публиковать исследовательские работы, внося свой вклад в знания научного сообщества. Этот грант продвигает нас к нашей цели — революционизировать исследования в области двигательного контроля и расширить двигательные возможности человека.

Софья Куликова, старший научный сотрудник Центра когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ в Перми
— Не секрет, что успешная кандидатская диссертация имеет несколько составляющих: это и личные качества аспиранта, и работа его научного руководителя, и актуальная, значимая тема исследования. Но не стоит забывать, что, каким бы увлеченным ни был аспирант, какой бы захватывающей ни была тема его исследования, научные сотрудники остаются людьми с их ежедневными потребностями. Важно, чтобы у аспирантов была достойная финансовая поддержка, которая позволила бы им всецело посвятить себя научной работе.
Полученный грант позволит обеспечить достойную зарплату аспиранту, который будет трудоустроен в Центр когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ в Перми, на весь период обучения в аспирантуре, то есть на три года, начиная с осени 2024-го. Таким образом, у нас уже есть три из четырех составляющих диссертации: руководитель в моем лице, интересная и важная тема исследования — «Определение структурных и функциональных коррелятов временного дисконтирования» — и финансовое обеспечение для работы аспиранта.
Аспиранту предстоит разобраться, почему наш мозг предпочитает меньшее, но сиюминутное вознаграждение большему, но отложенному во времени
С использованием различных функциональных и структурных подходов, таких как ЭЭГ и МРТ, мы попытаемся определить различия между мозгом, «готовым ждать», и «импульсивным» мозгом, «легко поддающимся искушениям».
По условиям конкурса научного центра «Идея» в течение года мы должны провести отбор кандидата, который будет готов работать над своей диссертацией в рамках данного проекта. Претенденту на эту позицию необходимо окончить магистратуру в 2024 году, успешно пройти вступительные испытания в аспирантуру НИУ ВШЭ и собеседование со мной как с будущим научным руководителем.

Анастасия Колмогорова, профессор Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
— Название нашего проекта — «Окуломоторные корреляты когнитивной обработки эмоциональных текстов на неродном языке у тюркско-русских билингвов».
Наша команда достаточно давно занимается двумя тематиками: спецификой языковой способности тюркско-русских билингвов и восприятием эмоций в текстовых данных. В данной заявке мы решили их объединить.
Предыдущие исследования были связаны с измерением психолингвистических параметров слов русского и тувинского языков у тувинско-русских билингвов. Кроме того, мы анализируем, как через мимику, голос и слова проявляются у говорящих те или иные эмоции и каким образом большие языковые модели эти проявления улавливают, создаем интерфейсы для разметки данных по эмоциям.
Гипотеза, которую мы будем проверять в рамках гранта, была подсказана одним из пилотных экспериментов: были короткие тексты во «ВКонтакте», где предлагалось оценить, какая эмоция и с какой силой выражена. Участвовали сначала люди, которые говорят только на русском, а затем и тувинско-русские билингвы. Оценки значимо отличались. Например, билингвы не находили эмоции стыда в тех текстах, которые носители русского языка оценивали как стыдные.
Мы решили продолжить этот же эксперимент, расширив когорту участников исследования: возьмем не только тувинско-русских билингвов, но и носителей других тюркских языков Южной Сибири
Мы также применим технологию айтрекинга: будем наблюдать за движением глаз билингвов при чтении и оценке эмоциональных текстов. Это позволит нам понять, на какие слова опираются такие информанты, когда принимают решение об эмоции в тексте. Дальше с помощью машинного обучения хочется выявить некоторые типичные стратегии такого поведения.
Сюжет — в новостях стратегического проекта «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде».
Вам также может быть интересно:
Вышка исследует потребности глухих
В последнее воскресенье сентября в мире традиционно отмечается День глухих. В этом году факультет социальных наук (ФСН) Высшей школы экономики присоединился к празднику и совместно с Московской городской организацией Всероссийского общества глухих (МГО ВОГ) запустил исследование потребностей глухих и слабослышащих москвичей в социальных услугах и доступности среды.
НИУ ВШЭ и Роструд запустили ИИ-помощника в выборе образовательной траектории
Высшая школа экономики при поддержке Роструда запускает сервис предиктивной аналитики трудоустройства выпускников «Пифия». Это информационно-аналитическая платформа для прогнозирования перспектив трудоустройства и заработной платы выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры.
В Высшей школе экономики открылась межфакультетская Музейная лаборатория
Вышка запустила межфакультетскую Музейную лабораторию, которая станет устойчивым центром экспертной поддержки в сфере музейного дела. Ее миссия связана с изменением современных моделей восприятия культуры и трансформацией институциональной среды. Лаборатория специализируется на модернизации музейных практик и повышении престижа музеев, формируя пространство для профессионального диалога и внедрения инноваций.
30 студентов из 19 университетов приняли участие в исследовательской экспедиции НИУ ВШЭ в «Новом Херсонесе»
В рамках программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» при поддержке программы Росмолодежи «Больше, чем путешествие», президентской платформы «Россия — страна возможностей», а также Симферопольской и Крымской епархии НИУ ВШЭ на базе Школы молодого гуманитария провела исследовательскую экспедицию на территории музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. По ее итогам будут разработаны предложения по организации просветительских проектов в области формирования исторической памяти молодежи о роли Херсонеса, Крыма и византийского наследия в истории российской культуры и государственности.
Большие группы студентов эффективнее используют ИИ в обучении
Исследователи Института образования и факультета экономических наук НИУ ВШЭ узнали, от каких факторов зависит качество групповой работы студентов, когда они выполняют ее в сотрудничестве с ИИ. Оказалось, что, помимо уровня знаний команды, важен размер группы: чем она больше, тем эффективнее работа. Статья ученых опубликована в журнале Innovations in Education and Teaching International.
Завершила работу Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам
С 17 по 21 сентября на базе «Горная легенда» Адыгейского государственного университета прошла Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам. Организаторами мероприятия выступили Лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Центр языка и мозга и Центр социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Школа собрала более 50 участников — студентов, аспирантов и молодых исследователей из разных регионов России, а также слушателей и спикеров из Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана.
Испугать и обмануть: почему люди поддаются на уловки мошенников
В НИУ ВШЭ прошел IX Фестиваль финансовой грамотности и предпринимательской культуры для старшего поколения. Почему люди верят мошенникам и как можно защитить себя и близких от угрозы кражи денег, обсудили эксперты-психологи на дискуссии, состоявшейся в рамках фестиваля.
Бренд-медиа ВШЭ запустило подкаст о профессиях будущего «Кем стать, когда вывезу»
IQ Media — бренд-медиа Высшей школы экономики — запускает новый проект «Кем стать, когда вывезу», посвященный профессиям будущего. В девяти выпусках подкаста эксперты ВШЭ из разных сфер — маркетологи, специалисты по будущему, инженеры, эксперты по кибербезопасности, юристы, биоинформатики — рассказывают о том, чему и где научиться уже сейчас, чтобы быть востребованным в будущем.
«Вышка школьникам»: как прошел осенний фестиваль образовательных проектов
14 сентября состоялось одно из самых масштабных университетских событий осени — фестиваль «Вышка школьникам». Чтобы показать все многообразие своих активностей, Высшая школа экономики второй год проводит такое масштабное и яркое мероприятие для учащихся разных классов и их родителей. Фестиваль набирает популярность: число посетителей в этот раз на 1000 больше, чем в прошлом году, — более 8000 участников зарегистрировались, чтобы провести день с пользой на Покровском бульваре, 11.
Ученые выяснили, что мозг реагирует на чужие действия, как на свои
Когда мы наблюдаем, как кто-то двигает пальцем, наш мозг не остается в стороне. Работа ученых из НИУ ВШЭ и Лозаннского университетского госпиталя показала, что наблюдение за движением активирует моторную кору так, словно мы сами совершаем это действие, и при этом заглушает ненужные мышцы. Результаты опубликованы в журнале Scientific Reports.