«Мы продолжаем надеяться на разумные перемены в России»
15 июля в ГУ-ВШЭ в рамках российско-швейцарской Летней школы состоялась встреча студентов Высшей школы экономики и Университета Люцерна с заместителем Посла Швейцарии в России Штефаном Эстерманном.
Сотрудники Центра международных образовательных программ ГУ-ВШЭ вместе со своими коллегами из швейцарского университета в Люцерне в течение учебного года разрабатывали и обсуждали программу совместной Летней школы. В проекте принимают участие 22 студента из Швейцарии и 13 студентов различных факультетов Высшей школы экономики. Программа школы, рассчитанная на две недели, включает в себя и лекции самой разнообразной тематики, и дискуссии о культурных традициях России и Швейцарии. Кроме того, студенты ведут работу над совместными проектами в смешанных группах. В течение первой недели в Москве ребята посещали российские представительства швейцарских компаний, участвовали во встречах с экспертами и, разумеется, приобщались к российской культуре. Вторая неделя пройдет в Швейцарии, где студенты продолжат совместную работу, примут участие во встречах и дискуссиях с ведущими учеными и преподавателями университета Люцерна. Перед отъездом российских студентов из Швейцарии состоятся презентации проектов, и ребята получат сертификаты об участии в совместной Летней школе двух университетов.
Встреча с представителем Посольства Швейцарии в Москве была изначально включена в программу школы. Штефан Эстерманн, заместитель Посла Швейцарии в России, в своем приветственном обращении к студентам обеих стран сделал краткий обзор истории формирования Швейцарии — конфедерации, состоящей из 23 кантонов с собственными конституциями, парламентами и правительствами. Рассказывая о внутриполитическом климате в стране, господин Эстерманн подчеркнул, что важнейшие для всей страны инициативы по совершенствованию законодательства Швейцарии начинаются «снизу». Именно граждане страны, а не властные структуры начинают обсуждение любых необходимых в обществе перемен, что, безусловно, свидетельствует о глубоко укорененных демократических основах государства. И в этом, по убеждению Штефана Эстерманна, заключается существенное различие политических культур России и Швейцарии.
Отвечая на вопрос о перспективах сотрудничества двух стран, Штефан Эстерманн сказал: «Я уверен в позитивном и взаимовыгодном развитии наших отношений. Мы последовательно и настойчиво преодолеваем предубеждения и стереотипы, которые возможны в отношениях любых стран, даже не так сильно отличающихся друг от друга, как Швейцария и Россия. К сожалению, пока в России все еще слишком сложная ситуация для развития международного бизнеса, особенно малого и среднего, которому приходится преодолевать многочисленные административные и финансовые барьеры. Ожидая подобный вопрос, я принес с собой свежий номер газеты "Moscow Times", в котором опубликована статья о введении новых таможенных пошлин на ввоз личного багажа иностранных бизнесменов. С 1 июля иностранный гражданин, планирующий жить и работать в России в течение длительного периода и, естественно, ввозящий в страну большой багаж, должен платить по четыре евро за каждый килограмм. По моим расчетам получается сумма до тридцати тысяч долларов, которую каждый иностранец должен будет заплатить. За что? Только за въезд в страну вместе с необходимой частью своего имущества. По моим сведениям сейчас на российской границе заблокированы десятки грузов с личным имуществом иностранных бизнесменов. И это только один пример из длинного списка многочисленных проблем, препятствующих развитию деловых отношений между Россией и другими государствами. Тем не менее, мы продолжаем надеяться на разумные перемены в России, которые приведут к процветанию и страны, и ее партнеров».
Вполне логично, что следующий вопрос касался бизнес-климата в Швейцарии. «Планируя бизнес-инвестиции, каждый должен подробно ознакомиться с законодательством, культурными традициями и обычаями государства. Я не стал бы утверждать, что в Швейцарии очень легко вести бизнес, поскольку у нас сложилась своеобразная бизнес-культура. Однако если строго следовать законодательству Швейцарии, то открыть и вести свое дело у нас — достаточно просто. Законы Швейцарии изложены четко, внятно и не нуждаются в долгом осмыслении. Российское законодательство, к сожалению, не отличается ясным изложением, что часто приводит к противоположным трактовкам той или иной статьи. Мне хочется особо отметить, — добавил господин Эстепрманн, — что в России крайне важно личное доверие между бизнес-партнерами. Если в Швейцарии для этого нужно сначала провести хотя бы одну успешную сделку, то в России — наоборот, — чтобы провести первую бизнес-операцию, нужно сначала завоевать доверие партнера».
Заканчивая свое выступление, господин Эстерманн выразил уверенность в том, что в успешном развитии деловых, политических и культурных связей между Россией и Швейцарией свою позитивную роль сыграет молодежь обеих стран, в том числе участники российско-швейцарской школы.
По мнению Алисы Меликян, начальника отдела Управления международной академической мобильности ГУ-ВШЭ, особенностью новой Летней школы стало то, что студенты принимающей стороны становятся кураторами для группы гостей: проводят экскурсии, рассказывают об истории, политике, экономике, культурных особенностях, традициях своей страны. В таком неформальном общении складываются живые представления о стране пребывания, которые дополняются академическими знаниями во время лекций и встреч с профессионалами.
Аня Фихс, магистрант программы «Business development and promotion» университета Люцерна, считает, что участие в работе Летней школы поможет ей подготовить магистерскую диссертацию по сравнительному анализу стратегии развития и продвижения бизнес-операций в Швейцарии и за рубежом. «Для меня были чрезвычайно полезны лекции ведущих профессоров Высшей школы экономики и посещение представительства швейцарской компании Axel Springer в Москве, — отметила Аня. — Находясь в Швейцарии, трудно получить ясное представление о том, с какими проблемами сталкивается российская экономика и какое воздействие эти проблемы оказывают на развитие бизнеса иностранных компаний в России. Разумеется, за одну неделю пребывания в Москве не поймешь всех тонкостей, но мне важно было услышать мнения практиков, аналитиков и экспертов бизнеса. Следующую неделю мы все вместе проведем в Люцерне, и я с нетерпением жду финальной дискуссии о сходстве и различиях, национальных особенностях и проблемах в продвижении бизнеса в обеих странах. Думаю, что это будет очень интересный обмен мнениями».
«Мои впечатления от этой поездки намного превзошли ожидания, — рассказал Фахрудин Арнаутович, студент бакалавриата по программе «Business administration» университета Люцерна. — Понятно, что такая маленькая страна, как Швейцария, и такая огромная, как Россия, должны сильно отличаться друг от друга, но я не думал, что эти различия могут ошеломить. Даже формы обучения в России совсем не такие, как в Швейцарии. Российские лекторы явно предпочитают, чтобы студенты задавали вопросы только после завершения лекции, а наши преподаватели изо всех сил поощряют студентов к дискуссии прямо по ходу занятия. Российские студенты должны демонстрировать почтение к своим преподавателям. Это что-то вроде уважения, направленного снизу вверх. В Швейцарии общение между студентом и преподавателем проходит уважительно, но на равных. Мне жаль, что я так мало знаю об истории России. Мне кажется, что корни культурных особенностей всегда спрятаны в истории развития государства. И еще я хотел бы вернуться в Россию зимой, чтобы увидеть ее такой, какой часто вижу на фотографиях и картинах — заснеженную и особенно очаровательную».
Итак, первый — российский — этап Летней школы завершен и признан всеми участниками вполне успешным. Второй — швейцарский — стартует на этой неделе.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.