Что роднит Достоевского с ветхозаветными пророками
17 октября цикл публичных лекций ВШЭ в музеях Москвы продолжила лекция Владимира Кантора, профессора кафедры истории философии ВШЭ, «Достоевский как ветхозаветный пророк», состоявшаяся в Музее-квартире Достоевского.
«Я в старой Библии гадал / И только жаждал и мечтал, / Чтоб вышли мне по воле рока — / И жизнь, и скорбь, и смерть пророка» — эти строки из поэмы Николая Огарева «Тюрьма» неслучайно нравилась Достоевскому, считает Владимир Кантор. Но кто есть пророк? «В применении» к Достоевскому пророк — не тот (или не только тот), кто предсказывает будущее, но и посланец Бога, обличающий пороки людей.
В произведениях Достоевского, наравне с христианскими мотивами, часто встречаются и ветхозаветные. При этом еще Толстой отмечал, что в самом Достоевском «есть что-то еврейское, мнительное», персонажи Достоевского — отнюдь не победители в жизни, они чувствуют свою беззащитность и неспособность противостоять жестокому миру.
Писатель не верил в героизм народа и видел единственный путь его спасения в обращении к Богу. Так, причину стойкости и богоизбранности еврейского народа Достоевский усматривал в том, что евреи твердо веруют и придерживаются идеи о молении во имя прощения грехов. Достоевский не был уверен в подобной выносливости русского народа по причине отсутствия достаточно устойчивого морально-нравственного основания, на котором можно было бы построить мировоззрение, неподвластное никаким изменениям и потрясениям. В современниках Достоевского смущал отказ от Бога и Библии, поэтому писатель, подобно ветхозаветным пророкам, порицал свой народ, любил его, ненавидя его пороки и порицая их.
Апогея это порицание достигло в романе «Бесы» — своеобразном «русском Апокалипсисе» (причем прямые отсылки к Апокалипсису неоднократно встречаются в тексте), в котором Достоевский, подобно библейским пророкам, беспощаден и представляет русский «народ-богоносец» в образе бесноватого, живущего нехристианской жизнью. Однако задачу русского народа Достоевский видел в том, чтобы стать народом богоизбранным, через страдание и искупление приблизившимся к Богу. Таким образом, великий русский мыслитель предложил путь нового возможного бытия и пути спасения России.
Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
В феврале 2024 года стартует новый поток программы «Философия для предпринимателей»
Уникальным отличием образовательной программы факультета гуманитарных наук ВШЭ является нацеленность не на отдельные методики и практики, а на глубокое и профессиональное погружение в философию. Слушателям предлагается построить свою философскую систему, опираясь на собственный рефлексивный опыт и знания, полученные от ведущих лекторов России. Начало работы нового потока запланировано на февраль 2024 года, первый модуль программы для первого потока был завершен в декабре этого года.
«Междисциплинарные исследования – новые перспективы для философии»
Что связывает философов, лингвистов и логиков? Как подружиться с десятком иностранных центров за полтора года? Может ли наука изолироваться от внешнего мира? На эти и другие темы размышляет заведующая Международной лабораторией логики, лингвистики и формальной философии Елена Драгалина-Черная.
Как «цифра» помогает изучать «букву»
Цифровые технологии открывают новые возможности для изучения и публикации литературных архивов. О том, как их использовать и о результатах первых российских проектов в этой сфере, говорили участники круглого стола «Текст как DATA: рукопись в цифровом пространстве», состоявшегося 9 октября в Вышке.
При чем здесь Цветаева? Как издатели повелись на фейк, и что из этого вышло
Иногда мелкие заблуждения становятся глобальными ошибками. Это как нельзя лучше подтверждает новый сборник лирики Марины Цветаевой, напечатанный под фейковой обложкой — с чужим фото из интернета. О том, как снимок появился и почему мы перестаем узнавать и понимать поэта, рассказывает Светлана Салтанова, сотрудник ВШЭ, редактор портала IQ.HSE и автор книги о Цветаевой.
Электронный архив литературы Серебряного века «Автограф» перешел в ведение Вышки
«Автограф» дает возможность изучать электронные копии рукописей русских писателей конца ХIХ – начала XX века, которые до этого хранились в обычных — закрытых для ученых и общественности — архивах разных городов и стран.
Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты
Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.
Тест: поэт или нейросеть
Борис Орехов, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ, научил нейросети писать стихи. IQ HSE сделал по ним тест. Проверьте себя: сможете ли вы отличить произведение, написанное компьютером, от человеческого?
Неравноценность процедур сексуации
В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.
Неканонический Конан Дойл
Репутация создателя Шерлока Холмса менялась у русской аудитории рубежа XIX-XX веков более резко и драматично, чем восприятие его героя. Поначалу публицисты и литературные критики видели в Артуре Конан Дойле британского милитариста, колониалиста и «бульварного романиста». А позже пресса подчеркивала его «разностороннее и сильное дарование» и интерес к России, выяснила преподавательница Школы филологии НИУ ВШЭ Мария Кривошеина.
Шекспир и колхозники
«Наша страна стала родиной Шекспира», — под таким лозунгом 80 лет назад в СССР отмечали 375-летие со дня рождения драматурга. Торжества включали театральный фестиваль, научную конференцию, лекции, выставки, вал газетных публикаций. Советизацию Шекспира в сталинскую эпоху исследовала профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ Ирина Лагутина.