Заниматься наукой и любить преподавание
Недавняя Летняя школа Лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики была посвящена в основном обсуждению внутренних проблем лаборатории и кафедры экономической социологии. О том, что полезного и интересного было на Школе для человека "внешнего", нам рассказал доцент кафедры социологии Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Михаил Соколов.
— Михаил, эта Школа отличалась от других, на которых вы были?
— Да. Пожалуй, она была чем-то средним между привычной летней школой, расширенным заседанием кафедры и корпоративным тренингом.
— На Школе было что-то интересное для вас?
— Видите ли, я занимаюсь социологией науки. Поэтому я присутствую на любом академическом мероприятии в двух качествах — в качестве участника и в качестве наблюдателя. Это очень удобная позиция: то, что для участника пустая трата времени, для наблюдателя — подарок судьбы. В данном случае, однако, и участник, и наблюдатель могли быть довольны. Это была редкая возможность наблюдать изнутри одну из самых мощных групп в современной российской социологии.
— Значительная часть времени была посвящена обсуждению внутренних проблем кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ. Удалось ли вам почерпнуть из этих обсуждений что-то полезное для себя как для преподавателя?
— Внутренние проблемы этой кафедры в значительной степени те же, что и у множества других кафедр социологии — в том числе, всех, на которых я когда-либо работал. Например, первый день был посвящен решению вечных вопросов профессиональной идентичности социолога — как нам доказать студентам (и самим себе), что им действительно нужно все, что мы им рассказываем? И как нам вести себя с теми, кому доказать это не удастся?
Или — в один из следующих дней обсуждалось, как можно составить более или менее последовательное и цельное расписание преподавания такой фрагментарной дисциплины, как социология. Вполне ожидаемо, ни один из вопросов не получил окончательного решения, но противоположные позиции в этой дискуссии в итоге оказались обозначены четче, чем они были обозначены раньше.
— Почему вы начали преподавать?
— Честно говоря, по одной-единственной причине. В академическом мире вы можете получать деньги или как исследователь, или как администратор, или как преподаватель. Административных способностей я лишен напрочь. Исследовательских денег по иностранным грантам, которых раньше хватало на жизнь, стало гораздо меньше — и в абсолютном, и, особенно, в относительном исчислении. Остается преподавание. Так что в моем случае преподавание изначально было скорее необходимостью, чем желанием.
— С какими проблемами в преподавании вы сталкиваетесь?
— Примерно с теми же, что и коллеги из ЛЭСИ. Большая часть студентов бакалавриата поступила на социологию потому, что там конкурс ниже, чем на психологии и экономике, и математику можно не сдавать. Около 80% приходят с твердым намерением ничего не узнать о социологии, из оставшихся — 15% хотят узнать только то, что можно применить в маркетинге.
— Но, возможно, задача преподавателя здесь — заинтересовать в предмете…
Конечно, изначальное отсутствие мотивации у абитуриентов — это еще не окончательный диагноз. Студенты могут втянуться уже в процессе обучения, увидев что-то, о чем они не догадывались, пока были школьниками. Но нынешние студенты, которые вообще настроены что-то узнавать, интересуются в первую очередь тем, что может помочь при поиске работы.
Они не думают о профессии как о средстве самореализации, источнике смысла жизни или еще чем-то подобном — не потому, что их не интересуют самореализация и смысл жизни, а потому, что они уже решили, что все это надо искать в каком-то другом месте. А ситуация на рынке социологического труда — во всяком случае, в Петербурге — оставляет желать лучшего. Перепроизводство людей с социологическими дипломами в недавнем прошлом дает себя знать, особенно во времена кризиса и демографического провала, которые одновременно сократили поступления в вузы, маркетинговые заказы и грантовые деньги.
Я бы сказал, что именно это — самый серьезный источник проблем в преподавании — тотальный (и, к несчастью, имеющий под собой основательный экономический базис) недостаток интереса к предмету.
— После всего, что вы сказали, трудно находить светлые стороны, и все же, что вам нравится в преподавании?
— Преподавание помогает систематизировать знания — когда читаешь что-то для себя, выхватываешь отдельные интересные тексты, но когда готовишь курс, волей-неволей создаешь более полную картину. Поэтому я стараюсь никогда не читать один и тот же курс больше двух раз — на третий или заменяю его на другой, или переделываю полностью.
Собственно научный интерес также может быть удовлетворен в аудитории — социология исследует социальные взаимодействия, а то, что происходит в классной комнате — это, разумеется, пример такового.
— Появились ли после Школы какие-то идеи, как изменить (улучшить, разнообразить) ведение лекций и семинаров?
— Возникла не столько конкретная идея, как это делать, сколько ощущение, что это стоит попробовать сделать. Оглядываясь на то, что я только что сказал, я понимаю, что изложил ортодоксальную исследовательско-фундаменталистскую позицию. Даже, пожалуй, несколько утрированную: ученые должны думать только о науке; студенты представляют интерес лишь постольку, поскольку из них можно вырастить себе подобных или поставить на них интересные опыты; если им не нравится то, чему и как мы их учим, им же хуже, и так далее.
Встреча же с коллегами из ЛЭСИ была напоминанием о том, что настоящим ученым может быть присуща любовь к преподаванию как процессу, и нет ничего постыдного в том, чтобы учиться преподавать лучше.
Беседовала Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.